Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает обретение Честного и Животворящего Креста Господня и его Воздвижение. Это событие произошло в IV столетии в царствование святого равноапостольного Константина Великого. Благочестивый император пожелал найти то самое древо, на котором пострадал Господь наш Иисус Христос. Этот труд приняла на себя его мать, равноапостольная Елена, отправлявшаяся в Иерусалим для поклонения святым местам.

Сначала все усилия и поиски были тщетны. Никто не знал, где находится Животворящий Крест. Иудеи, видя в нем тягостный упрек своему неверию и отвержению Мессии, скрыли Крест в Голгофской земле, а язычники впоследствии на этом месте построили идольское капище. Однако такая великая святыня не могла остаться в безвестности. Вскоре нашелся один старик, знавший и помнивший предания. Он указал место, где был сокрыт Крест Христов.

Благочестивая царица велела разрушить языческий храм и произвести раскопки, в результате которых были найдены три креста. Все были в недоумении: который из них – Крест Спасителя? Но чудодейственная сила Божия сама указала на него. В это время мимо проносили мертвеца на погребение. Иерусалимский святитель Макарий велел поочередно прилагать кресты к телу умершего, и, когда был приложен Крест Господень, мертвый ожил. Собралось множество народа, и все хоте- ли увидеть Животворящий Крест. Тогда святитель Макарий, встав на возвышенное место, воздвигал Животворящее Древо и показывал всем присутствующим. Народ же с благоговением взывал: “Господи, помилуй!”.

Вот это священное событие мы и вспоминаем ныне. После великого славословия Животворящий Крест выносится на середину храма и при многократном пении: “Господи, помилуй!” воздвигается и опускается.

Сознаем ли мы, как дорог и спасителен для нас святой Крест? Для этого нужно вспомнить, какой дорогой ценой было приобретено наше спасение – ценой распятия Спасителя на кресте. Нужно понять, как страшны и гибельны последствия греха, приведшие Гос-пода на крест: вспомнить и понять, как велика и беспредельна любовь Божия к падшему человеку, любовь, которая свела Сына Божия с небес ради нас!

Необходимо также иметь живую веру в Пострадавшего на этом Кресте. Иметь твердую надежду на Того, кто неустанно три года проповедовал об истине небесной, иметь любовь к Тому, Кто Сам из любви к нам умер самой ужасной и позорной смертью. Эти добродетели - вера, надежда, любовь - всем нам хорошо известные, но более всего и нарушаемые, должны быть нашей твердой основой, сопутствовать нам всю нашу жизнь, быть светильником, освещающим весь наш земной путь.

Наконец, мы должны безропотно, без отчаяния нести крест своей жизни. Сам Господь, живя на земле, нес Свой крест. Он родился в убогой пещере, и тут же Его ищут убить. Он вынужден бежать в Египет. А сколько скорбей и огорчений встретил Господь при Своем служении людям! Он проповедовал любовь, говорил об истине небесной, звал всех в Царствие Божие, а люди не принимали Его, не хотели думать ни о каком другом царстве, кроме земного. Он был безвинно предан на казнь и поругания. Как трудно было Господу переносить неблагодарность людей за бесчисленные к ним благодеяния, но Он нес этот тяжелый крест безропотно.

Крест несли и все святые апостолы. Как бы от их имени святой апостол Павел пишет в послании к Коринфской Церкви, сколько раз он был в трудах, ранах, опасностях, при смерти. И что же, роптал он? “Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею” (2 Кор. 11, 23-30). Вот его отношение к своему подвигу, который был поистине велик! За это терпеливое, мужественное несение креста с верой, любовью и надеждой Господь еще при жизни апостола вознес его до третьего неба, в рай, где он слышал “неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 4). Также было и с целым сонмом праведников, преподобных.

К подобному несению креста Господь призывает и нас: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Лк. 9, 23). Что значит отвергнуться себя? Это значит не ставить себя выше других, не считать себя лучше их, умнее, добрее, справедливее. Это значит пресечь стремление к своей выгоде в ущерб ближним. Это значит приобрести великую христианскую добродетель – смирение. Отвергнувшись себя, нужно взять свой крест и идти за Христом. Крест бывает разный – внутренний и внешний. Внутренний – это невидимая борьба с греховными наклонностями и недостатками, это труд над их преодолением. В наших сердцах постоянно идет борьба добра со злом, совести с греховными наклонностями. Нужно всегда стоять на духовной страже, обуздывать себя, чтобы не пасть перед злом, не сделаться мертвыми для жизни вечной, для Бога.

Внешний крест – это наши земные скорби: неудачи, болезни, потеря друзей и родственников. Все это - наш крест, и нести его должно терпеливо и мужественно. Господь не возлагает на нас Своего креста, Он знает, что мы не сможем его понести. Он не говорит: возьмите крест Мой, - а “возьмите крест свой”. А свой крест мы можем нести: он дается каждому по силам.

Если мы так будем жить во Христе и со Христом, то и нынешнее наше поклонение Кресту будет таким, каким должно быть – истинным, чистосердечным и благоговейным. Постигают ли нас в жизни какие-то несчастья, обиды, скорби; обуревают ли попечения и заботы житейские, искушают ли нечистые мысли и желания, – вспомним Крест, на котором страдал и умер за нас Спаситель, от которого изливалась, изливается и будет изливаться на нас обильная благодать Божия, помогающая нам жить по нашей вере.

Припадем же с любовью и верой к подножию Животворящего Креста Господня и, лобызая раны Спасителя, будем молить Его, благого и милосердного, - да подаст нам силу и крепость к исполнению Его святой воли, да осенит и сохранит нас Своим Крестом до конца наших дней!

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.