Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Преподобный Евмений был епископом города Гортины, на острове Крит, и жил в VII веке. Он имел очень доброе сердце, всегда был милостив к ближним. Еще в юности он раздал все свое имение нищим. Кроме того, преподобный был очень миролюбив. За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дел милосердия, духовного и телесного, он и был избран во епископы и прославлен от Бога многими чудотворениями.

Преподобный Евмений примером собственной жизни научает нас быть милостивыми к нашим ближним. Быть милостивым или милосердным - значит не только желать людям добра, но и стараться делать им добро, какое только можем, из любви к ним. Эту добродетель заповедует нам Господь, говоря: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк. 6, 36).

Нужды человека относятся к его телу и к его душе. Дела милосердия, удовлетворяющие нуждам тела, следующие:

1. Накормить голодного, то есть давать пищу бедным и немощным, которые не могут сами добыть себе пропитание или, по каким-либо другим причинам, имеющим нужду в подобной помощи.

2. Напоить жаждущего. Ученик Христов должен быть готов оказать ближнему любую услугу, из любви к нему и ко Христу, какой бы, может быть, ничтожной и незначительной она ни казалась. И никакое дело милости, ради Господа, не останется без награды, как сказал Спаситель: “Кто напоит вас чашею воды во имя Мое… не потеряет награды своей” (Мк. 9, 41).

3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде.

4. Посетить находящегося в темнице. Помочь материально и морально узнику, заключенному в темницу, утешить его, поспособствовать его выходу на путь примирения с Богом и людьми, показать необходимость и спасительность земных скорбей и безропотного несения их, а также помочь заключенному в первое время по выходе из тюрьмы – это дело великого христианского милосердия.

5. Посетить больного. Как при посещении заключенного, так и при посещении больного долг христианской любви требует оказывать посещаемому услуги, какие кто может: утешить в скорби, помочь в нужде, выздоравливающему подать совет относительно будущей жизни, а умирающего постараться приготовить к христианской кончине, внушая ему искреннее раскаяние в грехах, упование на человеколюбие Божие и располагая к исповеди и Причастию.

6. Принять странника и сделать для него все, что внушает христианская любовь и позволяет материальное положение.

7. Похоронить умершего в нищете или оказать этому содействие по мере сил и средств. При этом всегда нужно помнить, что тело умершего христианина, может быть, будет предназначено для воскресения в великой славе после всеобщего суда.

Дела милосердия, удовлетворяющие нуждам души, таковы:

1. Отклонить грешника от греха. Как велико несчастье человека, когда он грешит, так велика добродетель того, кто заботится не только о том, чтобы себя уберечь от греха, но и других удалить от этого несчастья. Святой апостол Иаков учит: “Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5, 19-20).

2. Научить несведущего истине и добру. И немного знающий может оказать это благотворение тому, кто менее знает или не знает ничего.

3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, которое он не знает как преодолеть, или в опасности, которой он не видит, но которая угрожает его чести, нравственному достоинству или даже жизни.

4. Молиться Богу о ближнем. Часто бывает так, что мы не можем оказывать ближним какие-то дела милосердия, но это – молиться за всех – мы можем оказывать всегда. И не имея других возможностей благотворить ближним, мы можем делать им добро, вознося теплые о них молитвы ко Всемогущему. “Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться” (Иак. 5, 16), - учит апостол.

5. Утешить печального. Печаль – это болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать, так и печаль связывает деятельность душевных сил. Доброе дело – помочь больному излечиться от телесного недуга; еще большее добро – помочь избавиться от печали и расположить к богоугодной деятельности, с упованием на всеблагое попечение Божие о нас. “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (1 Петр. 5, 7).

6. Не мстить за зло, которое причинили нам другие, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением, ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: “Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Петр. 2, 20-21).

7. От всего сердца прощать обиды. “Прощайте, - говорит Господь, - если, что имеете на кого” (Мк. 11, 25). Он Сам “будучи злословим, - пишет апостол, - не злословил взаимно; страдая, не угрожал” (1 Петр. 2, 23). Но, напротив, и с креста Своего молился Отцу Небесному за Своих распинателей: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23, 34).

Так многоплодна добродетель милосердия. Она ясно отражает в человеке свойство Божественной благости, расширяя любовь его на всех окружающих. Она угодна Богу и привлекает Его благоволение к милостивому. Милостивым обещается помилование не только в этой жизни – от гнева Божия и скорбей (Мф. 6,15; Пс. 40, 2), но и, что важнее всего, в будущей. На последнем суде скажет Господь таким людям: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25, 34).

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.