Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Вчера, 22:50

В 2009 году в канун Дня народного единства в 46 регионах России социологи провели опрос: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?»

Три года назад более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Спустя три года ситуация изменилась, но не намного.

Таким образом, в народе нет единства уже в осмыслении самого праздника. Может, дело в названии? Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.

Епископ Якутский и Ленский Роман:

– Полагаю, что День народного единства – это праздник с глубочайшей духовной основой и большой мировоззренческой целостностью. На самом деле для человека церковного очевидна его привязанность к прославлению Казанского образа Богородицы, к почитателю этой святыни – священномученику Ермогену.

Для нецерковного, но здравомыслящего сознания этот новый праздник есть обращение к великой победе нашего народа над смутой душ и смятением умов.

Не сомневаюсь, что День единства войдет и в самый широкий общественный обиход. Необходимо время. И еще наша помощь, всех, кто считает своими корнями веру отеческую, Русь святую.

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов:

– Мне кажется, что камнем преткновения здесь является само понятие народного единства. Идея праздника, на первый взгляд, хороша, но, к сожалению, в тех условиях, в которых мы сегодня живем, не происходит наполнения его реальным содержанием. Участия и доброй воли Церкви здесь, увы, недостаточно, необходимо такое же участие и такая же воля власти. Между тем, как это ни прискорбно, каких-то зримых признаков трудов по единению народа со стороны властных структур не просматривается. Напротив, мы видим, как углубляется расслоение общества по многим признакам – по социальным, политическим, национальным...

Значит ли это, что праздник ненужный? Я лично так не думаю. Весь вопрос в том, опять-таки, каким содержанием он будет наполнен, и в каких тонах будет проводиться. Мажорные вряд ли уместны. А вот поводом для серьезного разговора о том, как преодолеть те разделения, которые существуют сегодня, как не утратить своей национальной самобытности день народного единства стать может и должен. Как и поводом для соборной молитвы – дабы вложил Господь в наши сердца желание как можно крепче держаться друг за друга, вложил не только понимание того, что необходимо быть вместе, но и самую потребность в этом.

Священник Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии:

– Праздник с названием «День народного единства» – праздник государственный, то есть установленный сверху, правительством. Значит, мы должны его осмысливать уже после его назначения: мы и «День народного единства» только теперь становимся друзьями.

Увы, единства сейчас немного. Наоборот, разброд и шатание. Поэтому один из важнейших исторических примеров единства – народное движение за освобождение и восстановление российского государства в 1613 году, – может стать исторической памятью ЕДИНСТВА. Это было то самое единство, которого нам сейчас так не хватает.

Праздновать тут конечно нужно не просто день памяти события – освобождение Кремля от иноземных войск и иноземных бояр, – а счастливейший момент единства. Ведь это момент, переживаемый как могущество, благодаря единению. Никогда отдельный человек, даже великий герой, не сможет быть столь могущественным, как в единстве с единомышленниками. Тут и радость, и восторг, и великий успех. Вот это и есть, как мне кажется, главный смысл праздника – могущество в единстве, радость от могущества.

Важно также и то, что такое единство было духовным, не кровным, не национальным, не религиозным только – но духовным. А это значит, что человек взошел на духовную высоту жизни. С такой высоты легче видно большое и великое.

Часто люди путают национальное, – то есть проекцию кровного единства, – с единством духовным, наднациональным. День народного единства – праздник духовный, его пафос – духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.

Иеромонах Макарий Маркиш, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии (Иваново-Вознесенск):

– Что в народе нет единства в осмыслении праздника – как и во многом другом – не должно нас ничуть ни удивлять, ни расхолаживать.

Жизнь – это не состояние, а процесс, непрестанное движение, будь то жизнь личности, семьи, сообщества, нации или человечества в целом. Всем, надеюсь, памятна диаграмма Аввы Дорофея: Бог как солнце, и люди, стремящиеся к Нему по радиусам-лучам. Чем ближе они к центру, тем ближе и друг ко другу, тем ощутимее и реальнее их единство. И наша общая задача – открывать дорогу живительным лучам, уничтожать преграды между нами и Источником света, поддерживать и укреплять друг друга на пути.

Путь этот долгий и неоднородный, люди идут по нему с огромным трудом, преодолевая сопротивление враждебных сил. Установление государственного праздника в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придание ему смысла Дня народного единства, было огромнейшей победой в наступлении света на тьму. Неудивительно, что враг пытается хотя бы частично лишить нас плодов этой победы, убеждая неуверенных и колеблющихся, что, дескать, никакого единства все равно не достичь и искать его без толку...

Протоиерей Алексий Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма (Челябинск), член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»:

– Установление Дня народного единства, как государственного праздника, будет справедливо назвать событием весьма отрадным, обращающим народные взоры к великой истории своего Отечества. Не стоит удивляться тому, что истинный смысл праздника и повод к его установлению для многих остается малопонятным, а то и вообще неведомым. К сожалению, наши соотечественники имеют весьма смутные представления о многом из того, что стоило бы знать человеку, считающему себя гражданином России, частью своей Родины. Здесь-то Церкви и представляется благодатная почва для просветительской деятельности, ведь разговор о Дне народного единства – хороший повод поговорить о Православии и его роли в судьбе Отчества.

То великое историческое деяние нашего народа, которое венчалось событиями 4 января 1612 года, являет в себе много исторических уроков. Один из главных на мой взгляд заключается в том, что единение народа во имя спасения своего Отчества может иметь полный успех и без поддержки со стороны высшей государственной власти (как материальной, так и законодательной). Возрождение Отечества может начинаться не только с прихода к власти мудрых и благочестивых правителей, но и с пробуждения народного самосознания, обращения простых людей к истинным идеалам и ценностям. И сегодня, для спасения страны от духовного разложения не стоит искать спасения в соответствующих правительственных указах, не стоит бездеятельно ждать подачек со стороны государственной власти на поддержку высших культурных и духовных ценностей. Необходимо уже сегодня объединятся вокруг Церкви, чтобы предотвратить катастрофу, и это единение несомненно принесёт добрые плоды, которые не забудет история.

Что же касается самого понятия «единство», то для православного человека очевидно: в основу истинного единства могут быть положены не земные, а только духовные ценности. Ведь человек, стремящийся обогатить себя земными благами, неизбежно делает это за счёт других, снижая уровень их благосостояния; а человек, стремящийся обогатить себя благами духовными, неизбежно обогащает ими не только себя, но и людей, находящихся рядом. Наше Отечество за свою многовековую историю знает один источник подлинного единства – на основе Православия и его мировоззрения. Попытки объединить наш народ основе иных приоритетов и ценностей не раз становились причиной тяжелых национальных трагедий. И это не простое рассуждение, а исторический факт.

Протоиерей Андрей Рахновский, клирик храма прп. Серафима Саровского в Раеве (Москва), преподаватель Сретенской духовной семинарии:

Жизнь духовная – это не гетто, куда человек возвращается, «отдав долг» мирской жизни. Для христиан неприемлемо внутреннее раздвоение, когда вера живет в отрыве от остальной деятельности человека. Наоборот, вера придает всему смысл и вдохновляет человека в любом роде его деятельности. Поэтому духовная жизнь неразрывно связана с жизнью страны, государства, я даже рискну сказать, и с политикой. Но эта связь особого рода – говорю это специально, чтобы не вызвать кривотолков. У любого человеческого действия должна присутствовать евангельская нравственная оценка. Поэтому, когда правители или государственные органы осуществляют какие-то действия, мы, христиане, не можем оставаться вне политики – потому, что должны оценивать все происходящее, в том числе и в государственной сфере, не только с точки зрения того, выгодно это или не выгодно для нас лично или для государства, а согласуется ли это с Евангелием, заповедями и совестью.

К чему эти рассуждения? Дело в том, что духовное измерение этого праздника и измерение государственное не противоречат друг другу, потому что этот праздник связан с тем, что русский народ вышел из тяжелого не только политического, но и духовного состояния. Более того: этот государственный кризис был как раз спровоцирован тяжким духовным состоянием. В том числе и тем, что на протяжении нескольких десятков лет государственная власть с одной стороны поддерживала Церковь, а с другой – я имею в виду Ивана Грозного, – совершала преступления, в том числе и против Церкви. И очевидно, что в народном сознании это не могло не произвести какого-то переворота, не могло не вызвать шока. Народ видел с одной стороны исповедование веры (царь Иоанн участвовал в конфессиональных диспутах, писал богослужебные тексты, сочинял церковную музыку), а с другой – убийства и казни, когда-то оправданные (с государственной точки зрения, но не христианской), а когда-то нет. «Если царь такое совершает, что же нам-то делать? Где она, правда-то?» – вот в каком состоянии пребывал народ. Это, конечно, не единственная причина государственного кризиса, но почему-то именно после жесткого правления Иоанна Грозного вскоре началось такое разложение в нашей стране. И очень важно, что народ, обратившись именно к православной вере, смог не только отстоять свободу государства, но и выйти из тяжелого духовного состояния – то есть прекратить эту внутреннюю страшную междоусобицу, безвластье. Народ все-таки выбрал законным образом государственную власть. Не поставил во главе государства своих предводителей – допустим, Минина и Пожарского. Нет, собрался Поместный Собор, законно избрали династию Романовых на царство. Значит, мы можем не только разрушать, но и созидать, и об этом очень важно напоминать в наше время.

Оказывается, наш народ был способен не только к бунту «бессмысленному и беспощадному» и к этому страшному смутному времени, но оказался способен и сам сорганизоваться с помощью Церкви и своей веры и избрать законную власть! Это очень важный момент.

И хотя говорят, что не была Москва освобождена к 4 ноября, а только какая-то часть ее, но этот аргумент не имеет никакого значения, поскольку все понимают, что и День Победы – условная дата: Вторая мировая война не закончилась 8 или 9 мая. Никто не говорит, что четвертого числа, в день памяти Казанской Божьей Матери, все в один день стало хорошо, нет. Но это был очень важный момент: мы знаем, что ополчение Минина и Пожарского молилось перед этой иконой и что Божья Матерь помогла не просто победить – а помогла, победив, обрести человеческий облик, вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому мы центром воспоминания тех событий делаем 4 ноября – день празднования в честь Казанского образа Божией матери.

Смею предполагать, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские люди … Это актуально в наше время: люди объединяются друг с другом без учета национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отечеству.

Поэтому мы, православные люди, в этот день празднуем память чудотворного образа Божьей Матери. Благодарим Господа, что Он помог нам обрести свободу, которой наши предки воспользовались не во зло, а во благо, так как смогли договориться друг с другом и восстановить нормальное течение жизни в стране. Судите сами, нужен нам этот день или нет.

Алексей Константинович Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории МДА, преподаватель Сретенской духовной семинарии:

– Конечно, прежде всего, это день преодоления Смуты. Это – одна из самых ярких эпох, которую мы, к сожалению, не так хорошо знаем, но тем не менее некий образ которой у нас все же присутствует со школьных лет. Интереснейшая эпоха, тяжелейшая и очень поучительная.

Мы празднуем духовную победу над разделением, над Смутой, – не только славную воинскую победу, которая несомненно имела место быть, но и наступивший момент некоего национального первенства. Завершается вот этот старый «спор славян между собою», как говорил Пушкин, – после смутного времени маятник качнулся в нашу сторону. Это совершенно очевидно.

Наступает новая эпоха в отношениях с Речью Посполитой и главное, новая эпоха в отношениях с теми землями с православным населением, называвшим себя русским, которые в рамках этого государства, под властью этой короны находились.

И потом, это отправная точка и для совсем иных событий. Это присоединение Малороссии, Белой Руси – эти земли входят в состав русского государства после очень продолжительной борьбы, которая в истории Малой Руси именуется руиной – эпохой руин. Это зеркальное отражение русской смуты, но уже на малороссийской почве, с несколько иной природой.

Протоиерей Александр Задорнов, преподаватель МДА и Сретенской духовной семинарии:

– Если говорить о государственном уровне, то День единства – праздник, важный для нас как для граждан, гражданский праздник.

Однако же для части наших граждан этот день означает празднование Казанской иконы Божией матери, – и естественно, для них это важнее, потому что участие в литургии ни в каких смыслах не может быть сравнимо ни с одним государственным праздником.

Ну а те, для кого это просто воспоминание об исторических событиях, имеющих для них большую ценность, олицетворяют собой уже третий уровень праздника – но я думаю, таких граждан все-таки меньшинство.

Иеромонах Симеон (Томачинский), насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря:

– Стопроцентное единомыслие у нас было только при советской власти, под мудрым руководством генсека и компартии. Понятно, какого свойства было это единство. Так что многообразие мнений в отношении официального праздника, тем более столь молодого, - вещь вполне нормальная и объяснимая.

Но этот праздник мне кажется очень нужным и востребованным. Во-первых, необходимо было найти замену поистине «красному» дню Октябрьского переворота – просто отменить 7 ноября было проблематично. Во-вторых, 4 ноября – это действительно исторический день спасения Отечества от внутренней смуты и внешнего врага, причем спасения через единство, через преодоление всех центробежных тенденций, через подлинно народный выбор, то есть, если угодно, через торжество гражданского общества. Ведь объединение нации «поверх барьеров» вокруг Минина и Пожарского не было спущено сверху, не выращивалось в лабораториях политтехнологов, не формировалось как партийная платформа. Это было настоящим национальным возрождением.

Наконец, last but not least, это праздник Казанской иконы Божией Матери. Православные или нет, верующие или атеисты, все понимают, что для России Казанская – важнейший символ. Не абстрактная «русская культурная матрица», а ключевое звено национального самосознания.

Вообще система праздников имеет громадное значение для любой страны. Это опознавательные флажки народа во времени и истории.

3 ноября 2011 г.



Православие.ru