Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

большие радости малой церкви

на многодетных родителей в наше время смотрят со смесью любопытства, испуга и недоумения, считая — это невозможно рожать всех, кого бог пошлет.

поэтому современная многодетная семья — абсолютно новый социальный, культурный, психологический и педагогический феномен, возникший на пепелище разрушенного после 1917 года института семьи традиционной, где большое количество ребятишек было явлением естественным. сейчас один, два ребенка — это норма.

экономисты и демографы знают, что самая низкая рождаемость не там, где низкий уровень жизни, а там, где все стремятся жить хорошо. таков парадокс: чем больше у человека пряников, тем меньше он желает ими делиться и тратить себя на что-то ещё.

«нужно иметь особое состояние души, чтобы решиться стать многодетным родителем», — считает священник свято-никольского храма женского монастыря похвалы божией матери села боровское катайского района протоиерей сергий климов, отец восьмерых детей, с которым мы сегодня беседуем.

— что главное в многодетной семье?

— как и в любой другой, прежде всего, любовь к детям. в семьях священников всегда было много ребятишек, поскольку они понимали — человек создает семью, в том числе и для того, чтобы продолжиться в детях. но, помимо веры и согласия с тем, что дети это божие благословение, необходимо ещё абсолютное доверие друг другу, только тогда два любящих человека действительно становятся половинками одного целого, малой церковью и способны перенести свою любовь на детей.

вообще моя самая нелюбимая фраза, глупая и бессмысленная: «зачем плодить нищету?». ведь люди «плодят» не нищету и не олигархов, а собственных любимых детей.

— как вы познакомились с будущей женой?

— вместе с матушкой людмилой мы учились в курганском госуниверситете на филологическом факультете, участвовали во всевозможных мероприятиях, в общем, жили активной студенческой жизнью. тогда я, конечно, не подозревал, что благодаря ей приду в церковь, крещусь, стану священником и главой такого большого семейства.

в один прекрасный воскресный день я предложил своей студенческой подруге совместную прогулку. но к моему удивлению она ответила отказом. «почему?» — недоумевал я. «понимаешь, — сказала людмила. — я не могу с тобой пойти, потому что пою в церкви в смолино. но если хочешь, приезжай туда». меня это потрясло до глубины души (я-то считал, что церковь это уже только музей!), и я, конечно, поехал.

до этого момента я в храме был всего один раз и то на экскурсии. приехал в свято-духовскую церковь и удивился — вокруг много молодежи, на клиросе поют мои ровесники и среди них моя людмила, такая одухотворенная, красивая. наверное, внутренним зрением тогда и разглядел её по-настоящему. пока стоял на службе, возникло такое ощущение, словно вернулся в дом родной.

каждое воскресенье я стал бывать на службах. сначала, чтобы просто послушать людмилу, погулять с ней, проводить до дома. а потом мне стало интересно и богослужение. начал вникать, душа отозвалась.

через некоторое время мне предстояло уехать на практику в лагерь пионервожатым. дорога предстояла дальняя — в анапу. мы шли с людмилой после воскресной службы, и она спросила: «ты же в бога веришь?» я ответил: «верю». «тогда покрестись, я за тебя хоть молиться буду».

так и крестился. а молитвы её за меня очень помогли.

мы стали мужем и женою. постепенно и наша церковная жизнь втянулась в «рабочую колею». я стал уже не просто эфемерно верующим и бывающим в храме по воскресеньям. сердце искренне стремилось к богу. какое-то время поработал сторожем в церкви, преподавателем в воскресной школе, и когда мне предложили рукополагаться в священники, конечно, согласился. сначала мы уехали с матушкой в город шумиху, полгода служили там, а потом возникла нужда в священнике в боровском монастыре, и мы оказались на месте моего постоянного теперь служения.

— слышала, что около монастыря земли благодатны и люди там живут особым укладом...

— вообще в селе боровском вокруг монастыря очень много многодетных семей. три ребенка — в порядке вещей, этим даже не удивишь никого. вот пять, десять — уже малая церковь. нашими прихожанами являются 5 многодетных семей, причем в одной трое своих и пять усыновленных детей.

— что подвигло именно вас стать многодетным родителем?

— все естественно происходило. ведь у каждого возраста свое очарование. вот одному 13 лет, а следующему 11. он уже другой. а третий-то ребенок — вообще девочка, а ещё один совсем малыш. любящему детей родителю интересно и с тем, кто ещё на коленке прыгает и с тем, кто уже взрослые вопросы задает. у нас пять мальчиков, три девочки, старшему — 13 лет, младшему 1,5.

кроме того, 8 детей — это далеко не рекорд. вот у отца владимира из села звериноголовское — 9. а у отца василия из города шадринска — и вовсе 13.

— поделитесь секретами воспитания?

— поскольку мы закончили педагогический вуз, поначалу применяли самые разные методы, инновации, методики всех наших известных педагогов и неизвестных тоже. надо сказать, что полагаться на это в полной мере нельзя. все постигали по наитию. к тому же среди наших знакомых на тот момент не было примера многодетной семьи, чтобы наглядно понимать, что делать. все постигали «с нуля» сами, если видели, что ошиблись, меняли тактику. любая педагогика ничто, если нет любви к детям, друг к другу. а если любовь есть, и ты искренне желаешь добра своему ребенку, искренне молишься о нем, все прилагается. у нас, как у всех, бывают неудачи, ссоры. но любые трудности побеждаются только любовью. бог и два супруга — вот троица, что дает силы всей семье, всем детям и направляет воспитание.

— сейчас уже научно доказано, что в многодетной семье ребенок получает более полноценное воспитание. даже по части образования. когда, например, младшие дети подрастают, старшие уже начинают с ними заниматься. и вот через какую-то свою детскую педагогику приобретают навыки, которые им окажутся необходимы во взрослой жизни...

— в многодетной семье закладывается самое ценное — образ человеческого общежития, приобретается опыт самоограничения ради других людей. гордыня ежедневно подкашивается, подтачивается. при этом каждый ребенок — личность, живущая в постоянном взаимодействии с другими. все постоянно друг друга чему-то учат: младшие старших простоте, наивности, доброте, старшие младших уму-разуму.

— на практике детская взаимовыручка подается в виде игры?

— игры, жизни, совместных дел. мы очень много времени проводим вместе, и отдыхаем, и работаем всей семьей. в педагогических целях используем домашние настольные игры, при этом дети объединяются так, чтобы старший младшему помогал. и уличные игры. наши дети очень любят футбол. а их достаточно для небольшой футбольной команды. близко к дому находятся поле, лес и речка. туда мы ходим поиграть и пособирать цветов. обязательны совместные молитвы утром и вечером. когда старшие дети на молитву встают, маленькие спрашивают: «а что мы опять встали, вроде вчера молились и позавчера?» старшие отвечают: «ну, мы же каждый день кушаем, каждый день господь нам пищу подает, вот и нужно каждый день ему спасибо говорить». происходит такое вразумление постоянное.

— это правда, что у каждого ребенка в вашей семье свой надел в огороде, за который он отвечает?

— огород мы завели в воспитательных целях, чтобы дети его возделывали своими руками. распределили грядки — один картофель выращивает, другой огурцы, третий кукурузу и так далее. дети с интересом наблюдали, как из семечек благодаря их труду вырастают плоды. потом собственноручно выращенные творения каждый приносит на дегустацию родителям.

— старшие дети уже задают жизненно важные вопросы?

— конечно. самый старший егор живо всем интересуется, правда, он эти вопросы часто в уже решенном виде подает, приходится корректировать, объяснять, что не совсем все так.

каждый день по сто раз родительское сердце в разные стороны качается. недавно, перед тем, как мне поехать в собор святого александра невского, был такой момент: наш 6- летний сын тимофей накопил целый рубль, не знал, что с ним делать, думал-думал, потом увидел, что я собираюсь в курган и говорит: «папа, а в кургане бедные люди возле церкви сидят?» я ответил, что да. «ну тогда возьми, отдай им мой рубль, пусть они за меня помолятся».

— как вы с матушкой отдыхаете, после того, как в трудах и заботах проводите день?

— уложив детей, мы в полной тишине пьем чай. для нас это уже своеобразный ритуал. и мне кажется, что самое лучшее понимание друг друга — когда говорить ничего не надо. ты молча понимаешь все, что может тебе сказать близкий человек и просто хорошо быть вместе.

— не только взрослые учат детей, но и дети взрослых. чему научили вас они?

— я понял, что у брака действительно есть высший смысл. удивительно, когда можно расти самому, помогать приближаться к богу супруге и что вообще непостижимо — совершенно новым людям, которых никогда не было, и которые теперь являются продолжением тебя. эта высокая сверхзадача не может не вдохновлять.

лариса фомина
фото из домашнего архива отца сергия климова

детские рассуждения в семье отца сергия

егор (около 3 лет)

шёл по улице с папой. поскользнулся и упал. хотел было заплакать, но, поглядев на папу, передумал. папа ему сказал: «ну, что ты, мы же с тобой мужчины». «да,- согласился егор,- и к тому же довольно молодые».

***

уля (3 года)

как-то после службы уля делится впечатлениями: «папа в церкви большой пребольшой( тянет руки вверх), а дома ма-аленький.»

***

уля и сёма (3года) разговаривают. сёма: «где папа?» уля : «на службе, в церкви». с.: " он уже ведь был!" у.: да, сходил и опять ушел«. с.: «да пасему?!» уля, со вздохом: «жись у него такая!»