Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Екатеринбург, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Паисий Величковский родился 21 декабря 1722 года на Украине, в Полтаве, в семье священника, и при крещении был назван Петром. Отец его, Иоанн Величковский, был настоятелем Успенского собора. На пятом году жизни ребенок потерял отца, а на седьмом году был отдан матерью в соборную школу.

Когда ему исполнилось 12 лет, умер его старший брат, бывший настоятелем собора по смерти отца. Мать выпросила у архиепископа, чтобы за мальчиком, по окончании его образования, было зачислено священническое место отца и брата; было решено отправить ребенка в Киев и отдать его в Киевское Братское Училище, то есть в младшее отделение Киевской Академии.

Поступив в Академию, Петр первые годы учился очень прилежно, но потом жажда монашества стала превозмогать усердие к науке. Тогда Петр решил бежать. Дождавшись лета, он приехал в Полтаву, чтобы в последний раз повидаться с матерью. Услыхав о намерении сына, бедная женщина пришла в отчаяние: она рассчитывала на его помощь в старости.

Все же она почувствовала, что решение сына непоколебимо. По окончании каникул Петр покинул родительский дом, делая вид, что возвращается в Киев.

Божьим Промыслом, он был сперва приведен в Любечский монастырь, расположенный на берегу Днепра, на польской границе. Мудрый и опытный игумен Никифор ласково принял Петра и сразу же дал ему «келарное послушание», поручил ему заведовать монастырскою кладовой. В Любечском монастыре Петр прожил около пяти месяцев. Но пришло искушение, и потерял он душевный мир. Монахи, заметив его молодость и доброту, стали пользоваться его слабостью, выпрашивая для себя то одно, то другое, без дозволения игумена. Видя, как они перед ним смиряются, Петр от стыда не мог им в лицо взглянуть, но не решался отказывать им. Неизвестно чем бы это кончилось, если бы игумен не был переведен в другой монастырь, а на его место назначен другой, властный, резкий, который стал управлять обителью «властительски». Братия, в большинстве своем, стала разбегаться. Однажды, за небольшую оплошность, Петр был так собственноручно избит игуменом и так напуган, что решил последовать общему примеру и скрыться из обители.

Вместе с другим послушником, он ночью перешел по льду Днепр и направился к Югу. Он добрался до Медведовского монастыря Святителя Николая Чудотворца, стоявшего на реки Тясмин, в Молдавии, и здесь радушно был принят игуменом. Месяц спустя он был пострижен в первую степень монашества — рясофор — и ему дано было новое имя — Платон. В Медведовском монастыре Платон прожил недолго, так как монастырь был закрыт и церковь запечатана. Не зная куда идти, юный инок отправился обратно в Киев и постучался у дверей Киево-Печерской Лавры. Вместо бедного, пустынного пребывания, которого с детства жаждала его душа, он оказался в самом богатом и шумном монастыре России.

В Лавре также Платон был принят ласково и ему дали послушание гравера и резчика в граверной мастерской. Все же прежняя мечта о пустынной и бедной жизни не покидала его. Встретив однажды старого товарища по школе, с которым они когда-то разделяли одни и те же взгляды, Платон решил вновь отправиться в поиски одиночества и опытного духовного руководителя. Юные иноки оказались опять на дороге, ведущей к польской границе. Великим постом 1743 года они пришли в Митронинский монастырь. Там в то время проживал старец, русский уроженец, иеросхимонах Михаил, полюбивший своего соотечественника. Он часто с ним беседовал, давал ему книги для чтения и наконец, весной, отправил его вместе с двумя другими своими учениками в Молдовлахию (теперь Румыния). Первое пребывание Платона в Молдовлахии продолжалось около трех лет. Он считал, что эти годы были самым лучшим, счастливым временем его послушничества. Там нашел он и желанное ему пустынное безмолвие, и опытных наставников в духовной жизни. Однажды, мирная жизни Платона была нарушена одним неожиданным искушением. Не услышав звона к заутрене, Платон поздно проснулся и пришел в церковь после Евангелия. От стыда, он не решился войти, а убежал в лес, где его нашли лежащим на траве и плачущим. Приведенный в обитель, он упал на колени перед братиею, обливаясь слезами. Старец и братия подняли его, стали утешать и успокаивать, и заставили разделить со всеми трапезу. С этого дня Платон положил себе за правило во все время своего пребывания в скиту не ложиться для сна в постель, но спать сидя.

До Платона стали доходить тревожные слухи о том, что старцы, поговаривают о возведении его в сан священства. Платон сознавал, что служение священства является для него непосильным подвигом и потому решил покинуть Молдовлахийские скиты и удалиться на Святую Афонскую Гору.

Подвижнику было 24 года, когда летом 1746 года он добрался, наконец, до Афонской горы. Отдохнув несколько дней в лавре преподобного Афанасия, Платон отправился к монастырю Пантократор, около которого проживали, как ему было известно, иноки славянского племени. Там он обходил окрестных монахов и пустынников, желая найти себе духовного наставника по душе. Но такого наставника он не мог найти, и ему пришлось жить в одиночестве. Тогда началось самое трудное время в жизни Платона. Это были годы одиноких трудов, тяжелой внутренней борьбы с помыслами и страстями. Так прошло четыре года. На четвертый год его уединенной жизни, прибыл на Афон Молдавский старец Василий, один из желавших видеть его священником. Он встретился с Платоном и, по его просьбе, постриг его в мантию с наречением ему имени Паисий.

Однажды пришел к Паисию из Молдовлахии юный монах по имени Виссарион. Он упал к ногам Паисия и стал со слезами молить принять его к себе в ученики. Паисий решительно отклонил его просьбу; он сам искал опытного руководителя и не помышлял о наставлении других. Он согласился, однако, принять Виссариона, как друга и брата, чтобы жить вместе и исповедовать друг другу все помыслы. Оба монаха прожили совместно четыре года в большом согласии и взаимном повиновении. Затем к ним стали присоединяться новые братья. Вскоре келья Паисия стала слишком мала, чтобы вместить всех. Тогда они купили вторую и с нею часовню. Братья стали умолять своего старца быть для них и священником и духовником. Паисий покорился общему желанию, сказав: «Да будет воля Божия». В 1758 году, 36 лет от роду, и после 12-тилетнего пребывания на Афоне, Паисий был рукоположен в иеромонаха.

Так как количество насельников все увеличивалось, Паисий выпросил у игумена монастыря Пантократора ветхую церковь и пустую келию св. пророка Илии, расположенную в пустынной и живописной местности над монастырём, и приступил к устроению скита. Слух о доброй жизни Паисия распространился по всей Св. Горе, и многие приходили посмотреть красоту и благолепие богослужений, а также трудолюбивую жизнь скитских насельников.

Однако непрерывное расширение обители и различные неприятности внешнего порядка принудили о. Паисия подумать об уходе со Св. Горы. После долгих размышлений и молитв он решил переселить свою общину в Молдовлахию. В 1763 году, после 17-летнего пребывания на Афоне, о. Паисий с братией, покинул Грецию и нашёл пристанище в Буковине, в монастыре Святого Духа, предоставленном в его распоряжение митрополитом Молдавским.

На новом месте жизнь была быстро налажена, как общежитие по правилу св. Василия Великого и Феодора Студита. Основанием духовной жизни являлись богослужения, совершаемые строго по чину Святой Горы.

Еще на Афоне, изучая святоотеческие писания, о. Паисий заметил, что славянские переводы часто ошибочны и малопонятны. Незадолго до отъезда в Молдовлахию, ему удалось достать интересующие его книги на древнегреческом языке, а устроившись в Драгомирне, он начал проверять и исправлять по ним славянские переводы. Все свое свободное время употреблял он на это занятие. В этот же период написал он свой главный труд об «умном непрестанном молитвенном делании».

Последствием Русско-Турецкой войны для о. Паисия было вынужденное переселение его монастыря из Драгомирны в Секуль, по другую сторону новой австрийской границы. По приказу митрополита о. Паисий должен был переехать в соседний большой монастырь — Нямецкий, оставаясь одновременно настоятелем и Секуля. Здесь начинается последний период жизни старца, самый трудный, но и самый плодотворный. Книжные занятия были поставлены в монастыре в широком масштабе, так как отовсюду, особенно из России, приходили запросы на святоотеческую литературу. Целая школа переводчиков, переписчиков и справщиков неустанно трудилась над исправлением и переводами трудов греческих и латинских отцов Церкви. Так мало по малу Нямецкий монастырь сделался «центром и светочем православного монашества». Старец и сам предавался этому труду, не щадя своих сил. Больной настолько, что его правый бок был весь покрыт ранами, он работал, сидя, согнувшись на кровати, обложив себя книгами и рукописями. Забывая свои раны, старец писал иногда всю ночь, не давая даже ответа спрашивающим его, чтобы не отвлекаться от любимого занятия.

Слух об отце Паисии и его Лавре распространился далеко среди монастырей и русского общества. Со всех сторон съезжались в Нямец богомольцы. Милосердие старца не имело границ. В самом монастыре он устроил лечебницу для болящих и приют для нищих. В течение почти целого века, до самой революции 1917 года, в русских монастырях ощущалось влияние огромного духовного вклада, принесенного трудами отца Паисия Величковского.

Так проходили годы в трудах, в молитве и в милосердии. Подошел 1794 год, последний в жизни старца. Несмотря на возраст болезни, он продолжал свою работу. Пятого ноября, почувствовав особенную слабость, он должен был слечь в постель и пролежать четыре дня. Затем он встал и, так как это было воскресение, захотел пойти в церковь выслушать литургию и причаститься. Прошло еще три дня. На четвертый день старец еще раз причастился и призвал к себе двух старших духовников, славянского и молдавского. Через них он преподал мир и благословение всему братству. После этого он тихо скончался, как бы уснул, 15 ноября по старому стилю 1794 года, на 72 году жизни.

grad-petrov.ru

При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.