Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=344335
Сайт Нижегородской епархии. Текст настоятеля храма в честь Архистратига Божия Михаила поселка Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области игумена Варнавы (Баринова).

Жизнь преподобного старца Паисия поистине уникальна. Он трудился в России, Молдавии и Греции (на Афоне), прекрасно владея языками этих стран, и, соответственно, является подвижником трех Поместных Церквей. Его подвиг - восстановление практически утерянных монашеских традиций древней Церкви - умного делания и старчества. А многочисленные переводы древних отцов Церкви имеют поистине вселенское значение для православия.

Архимандрит Паисий (в миру Петр Величковский) родился в городе Полтава в украинской семье протоиерея, потомственного священника. Петр поступил в Киевскую духовную школу, но после трех лет обучения сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь.

С 17 лет Петр подвизался в малороссийских обителях, работал в типографии Киево-Печерской Лавры, овладев там искусством чеканки по меди.

В 24 года предпринял путешествие на Святую гору Афон, где четыре года спустя был пострижен в мантию с наречением имени Паисий. На 36-м году жизни был рукоположен в иеромонаха. По просьбе братии иеромонах Паисий основал скит пророка Илии, ставший одним из крупнейших на Афоне.

В 1763 году преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Драгомирнский Свято-Духов монастырь, где установил строгий общежительный порядок, причем богослужение совершалось как на церковнославянском, так и на румынском языках.

Устроитель братства авва Паисий написал и ввел устав по чину святых Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава - нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и другое.).

За три года число братии утроилось, однако земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после окончания в 1774 году Русско-турецкой войны отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности духовного мира Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию - 350 человек.

Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келий, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил, оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула - общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более десяти национальностей, и число иноков возросло до десяти тысяч. В то время это была самая многолюдная обитель Православной Церкви.

В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты. В Нямецкой обители он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод «Добротолюбия».

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов добротолюбия - преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.

Переводы Паисия Нямецкого (Величковского) с греческого на «славенский» язык долгое время были единственными в России и читались повсюду. По словам историка Георгия Федотова, «Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь (http://www.optina-pustin.ru) и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая Россия».

Серафим Саровский получил благословение на уход в Саров от затворника Китаевской пустыни под Киевом старца Досифея, который был духовно связан с обителью преподобного Паисия и направлял туда своих учеников. Сборник «Добротолюбие» стал одной из настольных книг Прохора Мошнина - будущего старца Серафима.

С духовным наследием преподобного Паисия связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы - преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей — были его прямыми учениками.

Почив о Господе в 72 года, преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня. В лике святых прославлен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.