в исправительной колонии строгого режима № 6 города рославль освящен храм в честь святой великомученицы анастасии узорешительницы
чин освящения храма совершил епископ смоленский и вяземский пантелеимон. его преосвященству сослужили благочинный рославльского округа архимандрит сергий (зятьков), настоятель нового храма иеромонах игнатий (глинкин), священнослужители рославльского благочиния, духовенство смоленского свято-успенского кафедрального собора.
после чина освящения храма состоялась первая божественная литургия, которую возглавил преосвященнейший пантелеимон.
на литургии присутствовали заместитель директора фсин россии действительный государственный советник юстиции российской федерации 2 класса а. м. величко, начальник уфсин россии по смоленской области полковник внутренней службы с. а. гаврилин, руководство исправительного учреждения, служащие, осужденные.
храм не мог вместить большое количество народа, но стараниями служащих исправительного заведения благодаря установленной стереосистеме богослужебные молитвы мог слышать каждый обитатель колонии.
во время богослужения епископ пантелеимон удостоил настоятеля храма великомученицы анастасии узорешительницы высокой церковной наградой – наперсным крестом.
в своей проповеди к пастве правящий архиерей рассказал о сегодняшнем чествовании памяти священномученика серафима, архиепископа смоленского, который был расстрелян в этот день в катыни со многими другими страдальцами за веру:
«священномученик серафим принадлежит к сонму великих святых, мучеников и исповедников xx века, молитвами которых церковь стала свободной и православная вера вернулась на русскую землю.
много наших отцов, дедов, прадедов, матерей находилось тогда в лагерях, в заключении, на зонах. там находился, так можно сказать, цвет русского народа. люди, которые не совершили никаких преступлений, которые свидетельствовали об истине, были преисполнены любви, наполнили эти места, предназначенные для исправления преступников.
сегодня мы в этот день, знаменательный для смоленской епархии, собрались для того, чтобы освятить храм в этой исправительной колонии. я сюда приехал не как заключенный, нахожусь здесь не так, как находился в такой колонии епископ серафим, новый мученик, а нахожусь как глава смоленской епархии, поставленный сюда священным синодом. приехал сюда не для того, чтобы меня здесь расстреляли, мучили, пытали, унижали, а для того, чтобы совершить освящение этого замечательного, удивительно красивого храма. чтобы этот храм стал прибежищем для тех, ищет истину, кто хочет покаяться в грехах, для тех, кто здесь лишен свободы.
я хотел бы сказать вам, дорогие братья, находящиеся здесь, что на самом деле, вся земля есть исправительное учреждение. на земле есть разные формы содержания, и есть люди, которые не находятся в колонии, но у которых строгость их содержания гораздо хуже, чем у вас. это больные, инвалиды, люди, чьи души заключены иногда в искаженные болезнями тела, они страдают, их свобода ограничена в гораздо большей степени, чем ограничена свобода каждого из вас. мы все здесь, на земле, ограничены в своей свободе. находясь здесь, вы не имеете возможности гулять в лесу, собирать грибы, но вам открыта красота неба. находясь здесь, вы не можете видеть лиц ваших близких, но если вы будете молиться богу, вы сможете сподобиться видения ангелов.
каждый человек, живущий на земле, в колонии или в белом доме, в америке или в москве, будучи членом правительства, не имеет возможности лицом к лицу видеть бога, как это было в раю.
ограничено наше восприятие невидимого, духовного мира здесь, на земле. тем не менее, вы можете в молитве приблизиться к богу, в молитве вы можете быть свободны. этот дом, подобный небу, – храм – устроен для того, чтобы вы могли здесь более горячо, более усердно молиться богу, чтобы вам открылась здесь правда небесная, открылась истина, открылся бог.
когда-нибудь закончится срок вашего заключения. когда-нибудь мы все будем освобождены от уз этого бренного тела, закончится наша земная несвобода. мы с вами должны жить на земле для того, чтобы действительно исправиться. это трудно сделать и находясь в колонии и вне нее. главный враг здесь – мы сами. вот, что мешает нам исправиться, измениться».
после богослужения настоятель храма иеромонах игнатий (глинкин) поздравил всех со знаменательным событием – освящением храма и с первым богослужением в его святых стенах и выразил сыновнюю благодарность правящему архиерею за пасхальную радость литургии.
епископ пантелеимон поблагодарил всех за совместную молитву, пожелал иеромонаху игнатию помощи божией в окормлении прихода, отметив, что люди, которые здесь находятся, самими условиями подвигаются богом к покаянию и могут стать настоящими христианами.
затем в актовом зале исправительной колонии епископ пантелеимон встретился с осужденными. обращаясь к собравшимся, правящий архиерей подчеркнул:
«отсюда можно выйти за ворота, перелезть через забор, сбежав – и такое иногда случается. но это не будет выходом из этого мира, в котором царствует зло. на самом деле, выход у нас с вами только один, и дверь эта в истинную свободу, к истинной любви, дверь, которая ведет в царство вечного добра – это, конечно же, храм. теперь у вас, в месте, где вы живете, будете жить, может, многие годы, – в этом месте есть такая дверь, войдя через которую вы можете приобщиться к удивительной радости, к удивительному свету.
преподобный серафим саровский говорил, что если человек хотя бы отчасти узнает, что такое подлинная радость – радость быть с богом, – он согласится всю свою жизнь просидеть в яме с червями, которые ели бы его плоть, лишь бы не лишиться этой радости.
каждому из нас с вами судил бог те условия жизни, в которых мы живем. иногда это место, где вы находитесь сейчас, которое многие обходят стороной, которое обнесено колючей проволокой, – оно часто становится местом, откуда начинаешь понимать свою жизнь, задумываешься, что неправильного совершил в своей жизни… если вы на волю выйдете такими, какими сделали себя своими же грехами – вряд ли вы получите истинную свободу…
этот храм даст вам осмыслить, что есть другие понятия, по которым нужно жить – это евангелие, понятие, которое принес на землю сам бог – понятие правды и любви».
также его преосвященство поблагодарил всех, кто принял участие в создании храма, удостоив архиерейскими грамотами особо потрудившихся во славу православной церкви.