Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
став бабушкой в 49 лет, я задалась вопросом: какой бабушкой должна стать я? опытные родственники, имеющие 6-8 – летних внуков, утверждали, что бабушки бывают «нормальные» и «ненормальные». к «нормальным» они относили тех, кто не жертвовал собой ради детей и внуков, а к «ненормальным», соответственно, наоборот. изучив разнообразные классификации прародителей, хочу познакомить с ними и вас
психологи предлагают следующую классификацию прародителей в зависимости от выполняемой ими внутрисемейной роли.
1. формальные бабушки, которые строят свои отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли бабушки, гордятся и хвастаются достижениями внуков, показывают всем фотографии, покупают дорогостоящие игрушки, но в повседневных заботах участвуют мало.
2. «суррогатные родители» или бабушки - мамы, которые берут на себя ответственность и заботу о внуках, заменяя собой реальных родителей, особенно в ситуации, когда те еще или слишком молоды, или слишком поглощены работой, или устройством личной жизни, или больны алкоголизмом, наркоманией, другим серьезным недугом.
3. бабушки как источник семейной мудрости. они являются воплощением семейных традиций, передают внукам свой опыт, представление о жизненных ценностях, учат традициям, рассказывают семейные истории и т.д.
4. бабушки-затейницы, которые организуют отдых и досуг внуков, играют с ними, читают, водят в кружки, берут на каникулы и праздники, к тому же и сами получают от этого огромное удовольствие.
5. бабушки - помощники своим детям, «палочки-выручалочки» - выполняют все разноплановые поручения своих детей в отношении внуков, следуют родительским правилам воспитания, готовы подстраховать своих взрослых детей в напряженный момент, поддерживают первенца при рождении второго ребенка, но приезжают к внукам только тогда, когда их об этом просят.
6. отстраненные бабушки – редко включаются в реальную жизнь семьи детей и внуков, т.к. или не хотят смириться с ролью бабушки, или по-прежнему много работают, или ведут светский образ жизни, или не догадываются о том, что внуки - источник чудесных мгновений и радостных ощущений.
еще пример классификации.
«бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. характерная позиция внуков такой бабушки – любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
«бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуск. неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо используют противоречия позиций взрослых с выгодой для себя.
«обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) или материальное обеспечение семьи. каждая вторая бабушка относится к типу «обычной».
«активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. в качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т.е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
«далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т.е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внукам.
думаю, что совсем неважно, к какому типу бабушки вы можете отнести себя, важно совсем другое. чтобы ответить на разнообразные вопросы ваших внуков и внучек – «почемучек», особенно касающихся вопросов духовного и нравственного содержания, нам бабушкам, необходимо самим хорошо разбираться в этом, жить духовной жизнью, бороться со своими страстями, грехами и быть, с божьей помощью, примером для них. примером – прежде всего – в искренней, глубокой вере в спасителя, неформальной воцерковленности, терпении и неиссякаемой любви. так что дерзайте бабушки! покой нам только снится!
прихожанка свято-
георгиевского храма
г. майкопа, н. бушманова