Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Под таким названием состоялся 11 декабря в зале библиотеки имени Л.Толстова концерт хора Татианинской общины «Ника» Хочется отметить, что в библиотеке, при которой создано общество русской культуры, уже не первый год проводятся совместные мероприятия. При поддержке руководства и сотрудников библиотеки организуются рождественские концерты и мастерские, в позапрошлом году состоялся бал, также члены организации регулярно проводят беседы по основам православной культуры с учащимися близлежащих школ, читателями библиотеки.

Хор «Ника» был создан при Республиканской общественной организации «Православная молодежь Удмуртии» год назад. Участниками коллектива являются певчие клиросов семи храмов города Ижевска. Состав хора очень разнообразен: это молодые люди, имеющие как начальное, так и высшее музыкальное образование, и те, кто, не имеет музыкального образования. Всех объединяет вера и желание послужить Богу и воздать Ему свою Любовь и благодарность через пение.

В этом году хор уже принял участие в пасхальном хоровом фестивале, организованном Свято-Михайловским собором. Хор был удостоен чести принять участие в заключительном мероприятии фестиваля в числе победителей. Руководитель хора «Ника» - регент Свято-Никольского храма г. Ижевска, выпускница нижегородской консерватории – Ольга Залятдинова.

В небольшом зале библиотеки собрались родные, знакомые участников творческого коллектива, ребята из организации и прихожане ижевских храмов. Вела концерт Кощук Лариса - режиссер православного молодёжного театра «Странник». Все песнопения сопровождались пояснениями, комментариями и фото-презентацией.

В концертную программу были включены духовные произведения русских авторов прошлых веков и современности. Сопровождаемые исполнителями, зрители отправились в музыкальное путешествие из стиля в стиль, из одной эпохи в другую.

Открыл концерт Гимн к Божией Матери, составленный неизвестный автором 17 века. Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Все важнейшие события жизни нашего народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты всегда приходила на помощь. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Ее, как на Руси. Через них Она являла незримо свое реально ощутимое присутствие. С любовью и смирением несли и несут люди к Ее стопам скорби и радости, и на всех Она взирает с Материнской любовью, всех утешает и всем помогает в нуждах, изливая бесчисленные свои милости.

Эта осень для всех верующих людей нашей страны тоже стала праздником. Именно в это время Царица Небесная Поясом Своим посетила землю нашу. В течение 40 дней русские люди имели возможность прикоснуться к этой великой святыне. Люди сердцем почувствовали, что вместе с Поясом принесена на землю нашу сугубая Божия благодать. Произведение выражает любовь и почитание к Пресвятой Богородицы, веру в Её Материнское заступничество и покров.

Следующие произведение обратило слушающих к истокам русской духовной музыки. Прозвучало пасхальное песнопение «Воскресение Твое, Христе Спасе» (ранний партес, гармонизация знаменного распева). Относится оно к 17 веку, создано в эпоху смены стилей. После крещения русские переняли византийское пение, но так как ноты не умели записывать, то мелодию передавали из уст в уста. К 12 в. на Руси сформировался так называемый знаменный распев – одноголосное пение, имевшее строгий, молитвенный характер. Мелодия записывалась особыми знаками – знаменами или крюками. К концу 17 века западно-европейское влияние принесло с собой четырёхголосное пение – партес, что значит «пение по партиям». В основе данного произведения лежит знаменный распев гармонизированный для 4-х голосов.

Сочинение «Плотию уснув» (Эксапостиларий Пасхи) продолжило тему Воскресения Христова. Автор его – архиепископ Ионафан Елецких – наш современник. Потомок черниговской ветви князей Рюриковичей, архиепископ Ионафан прославился не только своей церковной деятельностью, но и как духовный композитор. Своей тональностью оно словно направляет от смерти к жизни от ада к Небесному Царству.

Автором музыки кондака акафиста Покрову Божией Матери является тоже наша современница. Ирина Денисова – личность многогранная. Она – педагог, композитор, дирижер, писательница. Много лет проработала в лицее при Минской Государственной консерватории. После чудесного исцеления сына от рака, она приходит к вере и становится монахиней, матушкой Иулианией. Теперь является главным регентом Свято-Елизаветинского монастырского хора в г. Минске.
Своим глубоким звучанием, спокойным темпом произведение напоминает задушевную, трогательную песню.

Автор текста стихиры «Со всякою скорбию» на музыку Ирины Денисовой – иеромонах Оптиной пустыни Василий Росляков (в миру Игорь Иванович Росляков). Личность необыкновенно одаренная: выпускник МГУ, мастер спорта международного класса, капитан сборной МГУ и член сборной СССР по водному поло. Будучи спортсменом, начал воцерковляться. В результате духовных поисков становится монахом Оптиной Пустыни. В пасхальное утро 1993 года на 33 году жизни иеромонах Василий был злодейски убит в числе трех иноков Оптиной Пустыни. Став монахом, он прекращает писать стихи, а пишет стихиры – гимнографические тексты православного богослужения.

Произведение «Светилен Крестовоздвижению» принадлежит перу Александра Андреевича Архангельского - автора, жившего на рубеже 19-20 вв. Этот известный многим церковный композитор и дирижер родился в Мордовии. В 1880 году создал свой первый хор, исполнявший духовную музыку. Занимаясь с хором, Архангельский первым в хоровой практике заменил мальчиков женским составом, что позволило иметь постоянный состав хора и достичь высоких вершин исполнительского мастерства. Благодаря концертной деятельности хора Архангельского лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике. Современники отмечали, что вся Россия любила молиться под песнопения на музыку Архангельского.

Концертная программа была названа по строке произведения святого праведного Иоанна Кронштадтского «Имя Тебе Любовь». Святой Иоанн Крондштадский прославлен РПЦ в 1990 году. Наши святые всей своей жизнью являют пример того, как следует жить, преодолевая в себе мелкое, человеческое, стяжая Благодать Святого Духа, что святость не дается при рождении, а достигается неустанным подвигом во имя Христа.

Призванный Господом на служение в Кронштадт – место административной высылки асоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих, он посещать лачуги, землянки и бедные квартиры, утешает брошенных матерей, помогает деньгами, вразумляет и увещевал пьяниц, раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». А дома рождалась молитва, которая укрепляла и давала силы: «Господи! Имя Тебе Любовь: не отвержи меня заблуждающегося. Имя Тебе Сила: упрепи меня изнемогающего. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями» - звучит в дивном произведении.

Песнопение Всенощного Бдения, исполняемое во время Полиелея, «Хвалите имя Господне» было посвящено светлой памяти Килиной Людмилы Николаевны- музыканта, воспитавшей два поколения церковных певчих, её ученики есть и в хоре «Ника». Всю жизнь до последнего дня она трудилась не только над музыкальным, но и духовным воспитанием детей. «Хвалите Имя Господне»- таково ее духовное завещание своим воспитанникам.В концерте духовной музыки оно было исполнено греческим распевом. Солировали Екатерина Казанцева (сопрано), Майя Шушкова (альт).

Песнопение «О сладкого Твоего гласа» принадлежит перу церковного композитора XX века Сергея Зосимовича Трубачева. Родился он в 1919 г., получил фундаментальное музыкальное образование. Закончил теоретический факультет музыко-педагогического института им. Гнесиных и оперно-симфоническое отделение московской консерватории. Долгие годы преподавал в Гнесинском институте, был дирижером симфонического оркестра.

Сергей Трубачев происходил из рода потомственных священнослужителей (отец-священник был расстрелян в 30-е годы на бутовском полигоне). Выйдя на пенсию в 60 лет, Сергей Зосимович уезжает в город Сергиев Посад, чтобы внести свои музыкальные способности и дарования в церковную сокровищницу во славу и благодарение Богу.

Здесь им созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов. Творчество Сергея Трубачева заняло заслуженное место в репертуаре хоров Троице-Сергиевой Лавры и многочисленных церковных хоров нашей страны.
Песнопение «О сладкого Твоего гласа» обращено к Деве Марии. Текст его взят из службы, посвященной празднику явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Слушая песнопение, перед мысленным взором предстает печальник Земли Русской- святой Сергий Радонежский, образ кротости, смиренно преклоняющий колена перед Небесной Царицей.

Завершением концерта явилось славословие Господу нашему Иисусу Христу, которое исполняется в Светлое Христово Воскресение- «Тропарь Пасхи», музыка Александра Кастальского. Песнопение мысленно перенесло слушающих на Богослужение лучезарной Пасхальной ночи, напоминало о том, что радость Праздника Праздников и Торжества из Торжеств всегда должна оставаться с нами.

Слушатель был благодарным, внимательным, молитвенно воспринимающим все разнообразие произведений, исполненное хором. Публика аплодировала стоя, благодарность выражалась и в пожелании выступать чаще и выходить на большую сцену.

Желаем молодому коллективу духовного и профессионального роста, усердия, а камертон в руках регента, задающий чистоту звуков, всегда, а особенно в дни Рождественского поста, пусть напоминает о необходимости стремления к духовной чистоте!