Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

екатеринбург, «информационное агентство екатеринбургской епархии». в день преподобного и богоносного отца нашего саввы освященного, который проводил жизнь святую и был так внимателен к своему духовному состоянию, что каждую мысль свою, каждое желание и каждое чувство и малейшее движение своего сердца подвергал тщательному самоосуждению, дабы не погрешить пред господом не только делом или словом, но и мыслию, уместно будет пораз-мыслить о том, с такой ли осторожностью мы относимся к своим мыслям и желаниям своего сердца, с какой относился преподобный савва «освященный», и не допу-скаем ли мы грехов, прямо и ясно запрещаемых десятою заповедью закона божия.

десятая заповедь учит нас, что бог требует повиновения, не только наружного в обрядах, но и сердечного.

соломон говорит о лицемере: «каковы мысли в душе его, таков и он» (притч. 23, 7). «господь знает мысли человеческие» (пс. 93, 11). «господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 пар. 28, 9).

фарисеи учили людей довольствоваться внешней чистотой чаши и блюда. но этот закон, требующий внутреннего чистосердечия, мог бы научить их тому, что для бога эти внешние обряды просто омерзительны, когда ими заменяют правосудие, смирение, любовь. даже язычники признавали, что богу угодно только послушание самого сердца. их философы учили: «нечестие и несправедливость находятся в помыслах» (аристотель).

«человек, задумавший преступление, виноват так же, как и совершивший его» (ювенал).

«завистливый взгляд на чужую собственность подобен хищению» (ксенократ).

быть может, вы думаете: «что худого в одном желании? что может быть дурного в неосязаемой мысли?» ответ двоякий. во-первых, это неосязаемое желание, как вы говорите, имеет для бога большое значение. его видят и слышат на небесах, и на небесах мы должны искать прощения. во-вторых, когда делаешь порочную мысль, то она становится плодовитой матерью всех грехов, это яйцо, из которого вылупляется ехидна. греховные помыслы - предвестники греховных дел. грешное любопытство, скрытое под образом невинного ребенка, останавливается на границах искушения и раскрывает двери к греху; когда оно достигает своей цели, то преображается в огромного великана перед тайным, робким, краснеющим вероотступником и раскрывает двери ко множеству случаев нравственных падений.

какой грех в одном, например, нечистом взгляде, желании и помысле? но, ведь они вовсе не так безвинны. от этих горьких корней берут свой сок и свое питание виноградные лозы содома и грозды гоморры. единственный способ освободиться от греха - это последовать увещанию святого апостола иакова: «очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (иак. 4, 8).

мы не должны допускать и мысли, что бог в этой заповеди назначил нам неисполнимую задачу. нам не особенно трудно устоять против дурных начал, всею силою воли заглушить первые зачатки их наклонностей. когда же они облекутся в дело, то их не так легко победить.

десятая заповедь останавливается, главным образом, на внешних видах вожделения: на алчности, которая есть ни что иное, как идолопоклонство, на жажде наживы, против чего она особенно предостерега-ет, на любви к золоту и т. п. нечистых стремлениях гре-шного нашего сердца. не страшно ли и подумать, что смертный грех иуды произошел из алчности? даже апостол мог прельститься наживой. и не видим ли мы в каждом поколении ужасные доказательства того, что «корень всех зол есть сребролюбие» (1 тим. 6, 10)? не грустно ли думать, что многие женщины и мужчины, пользующиеся большой славой и высоким положением, что многие юноши и девицы с большими дарованиями в несколько месяцев разорились из-за желания скорее разбогатеть, не брезгуя никаким грязным способом?

эта заповедь говорит современным богачам: «чем хочешь быть - свободным христианином или рабом мамоны? защитником мира или его разрушителем? примером для всего мира или его вьючным животным?

миллионам наших братий в эту минуту, нервно истощенным, ослепленным и опьяненным неутолимой жаждой наживы, продающим честь и честность, чтобы разбогатеть, уклоняющимся перед богом из-за денег, всем им десятая заповедь говорит: ищите настоящее богатство, - старайтесь в бога богатеть (лк. 12, 21). чтобы преобразиться, тебе нужно снова открыть истинное значение жизни, следуя учению господа: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

будем, православные христиане, зорко следить за нашим сердцем и его чувством к святой церкви и к ближним и будем направлять его к господу, подражая в этом преподобному савве освященному и другим угодникам божиим, всегда помнившим святую и великую заповедь господа: блаженны чистии сердцем, яко тии бога узрят.

© при использовании информации ссылка на сми
«информационное агентство екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации иа №11-1492 от 29.05.2003) обязательна.