Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

23 декабря 2011 г. в московском ювелирном доме «Эстет» состоялся показ православной одежды. Предлагаем вниманию отзыв о дефиле искусствоведа Екатерины Ким.

Мода – искусство ироничное, эмоциональное и очень практичное. Но когда мода превращается в pr – то это уже не смешно. И даже грустно, особенно, если подобные метаморфозы происходят под знаменем заботы о нравственности. Как раз вчера мне довелось побывать на таком мероприятии, и, честно сказать, если бы не возможность отнестись к нему с юмором, то я ушла бы подавленной абсурдностью происходившего.

В светлый вечер зрителю предложили насладиться показом православной моды и дискуссией о «том самом» дресс-коде. Организаторами выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе, ювелирный интернет магазин  и некоторые другие. В качестве участников дискуссии были заявлены: протоиерей Всеволод Чаплин, Никита Михалков; директор музея моды Наталья Козлова, телеведущий Максим Шевченко и Владимир Легойда. Но за весь этот список пришлось отвечать о.Всеволоду и внезапно примкнувшему к нему Дмитрию Диброву.

Как и положено хорошему светскому мероприятию, его начало задержали на полтора часа, а к журналистам отнеслись с нервной вежливостью. Гости коротали время кто за вином (большинство), а кто (меньшинство) – за рассматриванием фотографий, посвященных православной жизни (конечно же).

Перед показом о. Всеволод рассказал, что мы воскреснем не только духом, но и телом, а значит, наша внешность и здоровье очень важны уже в этой жизни.

К дефиле подготовились в самых лучших традициях русской моды. Так, в пресс-релизе были упомянуты ожидаемые гости (в частности, известные эксперты в области моды и стиля, и многих других областях – так и непришедшие Г. Греф и В. Якунин), и ни слова не было сказано о дизайнерах, которые должны были представить изящные образцы той самой загадочной православной моды. Поэтому приходилось буквально ловить имена таких кутюрье и домов моды – «Шуйская строчевышивальная фабрика», Елена Черных, Елена Чернышова и мастерская «Сударыня» и «Калинкина горка» (к показу которой гости уже настолько перенасытились художественными впечатлениями, что пошли пить чай). Во время показа гости могли насладиться весьма разнообразными музыкальными произведениями – от Штрауса до русской народной песни для дальнобойщиков, а децибелы зашкаливали, как на рок-концерте. К слову сказать, представленные вещи были выполнены очень качественно и дорого, почти все они были основаны на традициях русского портновского и декоративно-прикладного искусства.

Но очевидно, что они были настолько же экстравагантны в своей русскости, насколько и дороги. Были ли выражены в этой одежде какие-то нравственные идеалы? Пожалуй, да – но только любовь к Родине и ее традициям. Можем ли мы надеяться, надев представленные вещи, на то, что будем выглядеть в них благочестиво, и даже – кто знает – явим свет секулярному обществу одним лишь только внешним видом? Вряд ли. Так что, если назвать эту одежду православной, то это лишь укрепит отношение к православным верующим как к историческим достопримечательностям – и это в лучшем случае. Спасибо о.Всеволоду, который обратил на это внимание, но он тут же был заглушен хором о «русском равно православном стиле». Кстати, он отметил и коллекцию «Валенки» Вячеслава Зайцева – привет от большой моды на этом показе. Правда, «Валенкам» уже два года, и назвать их модными в современном смысле этого слова никак нельзя.

После показа состоялся диалог между о. Всеволодом – и всеми остальными.

Спасти вечер от скуки пытался Дибров, задавая каверзные вопросы Церкви от лица общества. Но общество торопилось домой, так что дискуссия быстро превратилась в восторженные отзывы организаторов о самих себе и желейными попытками рассказать об отношении Церкви к свободе и материальным благам. Особо благочестивые женщины предложили даже открыть бутик православной моды.

Наверное, по таким инициативам и будут судить о так называемой православной моде, особенно если они будут щедро сдобрены показами одежды, на которых главными критериями выступают традиции ремесла и закрытость.

Но сама природа моды – это молодость и талант. Одежда – это настоящее поле для творческого развития верующего человека, и при должном уровне профессионализма она может быть диалогом на любую тему, в том числе и на тему нравственного выбора. Доказательство тому – великие дома моды, создающие коллекции прет-а-порте даже на тему memento mori. Увы, наш пресный показ больше напомнил худшие традиции советской школы с ее вечными березками и кокошниками, к которым просто прибавили видеоряд с иконами.

Зрителя легко обмануть красивой конфеткой и грамотным маркетингом. Все просто – благочестивые видеоролики, Ave Maria – и не надо работать годами, учиться в европейских школах дизайна и изучать общественное мнение.

Вообще, это светское мероприятие с привкусом элитарности можно было бы сравнить с постным меню в ресторане на Рублевке – внешне строго и по уставу, а по сути – поверхностно. Не про веру, а про PR. Не про христианство и моду, а про гламур в самом обывательском смысле этого слова.

Биография:
Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «искусствовед». Несколько лет работала пишущим редактором в рубриках «Культура» и «Искусство» в он-лайн и печатных СМИ. В настоящее время – директор агентства по работе над имиджем и стилем Tuttibeauty, среди клиентов – топ-менеджеры крупных компаний и глянцевые журналы. Православная христианка, замужем, растит сына.







</