Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

горячее сердце отца федора чемагина



священник свято-троицкой церкви г. кургана о. федор чемагин причислен к лику новомучеников и исповедников русской православной церкви. наш сегодняшний рассказ — о том времени, когда настойчивость в вере была сопряжена с риском для жизни.

с началом 30-х годов прошлого века одновременно с коллективизацией усилилось и гонение на священников. в районной газете «красный курган» то и дело появлялись статьи, «обличающие» церковь. поэтому никто не удивился и не придал особого значения заметке о том, что шестнадцатилетняя дочь священника нина николаевна парфенова отказывается от своего отца и хочет отдать все силы советской стране.

а через несколько дней в почтовый ящик дома по улице гоголевской, 135, кто-то бросил самодельный конверт. послание было адресовано автору заметки нине парфеновой. однако она по этому адресу уже не проживала, поскольку выбыла из кургана на урал в поселок новая ляля. кто-то из жильцов коммунальной квартиры, распечатав конверт и прочитав письмо, поспешил отнести его «куда следует». 

26 февраля 1932 года письмо поступило в кабинет сотрудника научно-технической экспертизы областного управления рабоче-крестьянской милиции крысина. после непродолжительного их сравнения он безоговорочно указал, что автором крамольного письма является протоиерей федор чемагин.
что же представлял собой священник, навлекший на себя гнев власть предержащих? федор афанасьевич чемагин родился в 1878 году в 137 верстах от уездного города тобольска в деревне пиджаково тюменского уезда. в 22 года окончил тобольскую духовную семинарию. преподавал русско-славянский язык в городском духовном училище. с 1905 по 1910 год служил в храме села покровского тюменского уезда. в 1917 году он уже — ключарь успенского кафедрального собора г. омска, самого крупного в сибири. во времена церковного раскола о. федор чемагин был сторонником патриарха тихона, а после его смерти — митрополита сергия. в 1925-м при ревизии храма, проведенной местными властями, о. федора обвинили в «недостаче церковного имущества» и осудили на год условно. он был вынужден переехать сначала ненадолго в петропавловск, а затем в курган — настоятелем свято-троицкого собора.

приведу здесь отрывок из письма, которое поставили в вину федору чемагину: «письмо это вызвано появлением в весьма гнусной газете «красный курган» вашей декларации об отречении от вашего отца, потому трудно удержаться, чтобы не реагировать на ваш мерзкий поступок. до какой степени надо дойти, чтобы ответить, в конце концов, такой благодарностью родителям, которые в течении 16 лет болели душой за вашу жизнь, за ваше здоровье, воспитали вас, старались уберечь вас от разлагающего душу влияния современной сатанинской советской власти, кормили вас.

подобного рода «декларации» можно почти ежедневно встретить в лживой человеконенавистнической советской печати, но они исходят от людей глубоко невежественных, легко поддающихся большевицкому дурману, да и пишутся они, без сомнения, под давлением и под диктовку людей, давно потерявших всякий стыд и совесть, и образ и подобие человека. и вот теперь совершает такой же поступок человек, выросший и воспитанный в интеллигентной семье на основах евангельского учения. как назвать ваш поступок, нина николаевна шестнадцати лет? подлость? измена? предательство? нет, этого слова мало. все эти понятия никак не могут вместить в свое содержание всей гадости, низости вашего поступка. на человеческом языке нет такого слова. но, допустим, вы в свои 16 лет умом дошли до отрицания бога и религии (чего не решались отрицать величайшие умы человечества). пусть, ведь свобода убеждения существует везде (кроме русской «совдепии», где даже мыслить можно так, как прикажут). допустим, вам трудно стало жить в идеологически чуждой вам семье. но в этом случае вам можно было бы просто уйти из этой семьи, например, в объятия какого-нибудь оголтелого коммуниста и вместе с ним «отдавать свои силы советской стране». нет, вам этого показалось мало. вы предпочли, кроме того, продать себя за 30 серебренников, выслужиться перед врагами народа и бросить еще лишний ком грязи на имя своего отца, честно и стойко исполняющего свои обязанности среди целого водопада льющихся на него издевательств, унижений и насилий...

торжество современного зла не может быть вечным, и со временем вы раскаетесь в совершенном вами преступлении, раскаетесь горько. и чем скорее это произойдет, тем лучше для вас. когда-нибудь наступит же свет на святой руси!«.

когда почерковедческая экспертиза сказала свое слово, у огпу появились все основания для того, чтобы взять федора чемагина под стражу. однако, когда поздним февральским вечером чекисты пришли на улицу набережную, 1, они не застали там ни его, ни его супруги глафиры николаевны. новые квартиросъемщики сказали, что таковые здесь уже не проживают.

клирики, знавшие подоплеку дела, посмеивались: обманул-де о. федор всесильных «воинов правителя». однако их оптимизм был преждевременным. согласно правилам тех лет, каждый, кто менял место прописки, обязан был указать населенный пункт, в который выбывает. на следующий день омское управление нквд за подписью временно исполняющего дела курганского оперсектора абаимова и начальника следственного отдела мокроносова было отправлено письмо, где говорилось: «просим чемагина установить, арестовать, в квартире произвести тщательный обыск и со всеми материалами обыска направить его спецконвоем в наше распоряжение».

в постановлении об окончании следствия от 11 мая 1932 года было записано, что «чемагин достаточно изобличается в том, что он является автором контрреволюционного письма, рассчитанного на перевоспитание в антисоветском духе молодежи с использованием в этих целях религиозных предрассудков». 17 мая заключенного курганской тюрьмы обследовал врач и нашел у него порок сердца. свой срок по решению особого совещания коллегии огпу «гражданин чемагин федор афанасьевич» получил только 23 сентября. он был осужден на три года к ссылке в северный край — так называлась тогда республика коми.

в 1935 году кампания по выявлению врагов народа набирала обороты. «служители культа» стояли в числе первых в списке тех, кто должен был заполнить лагеря или быть расстелянным. когда в июле с лубянки последовал запрос о местонахождении федора чемагина, исполняющий дела начальника отдела краевого унквд шестаков и помощник инспектора казарин ответили, что указанный гражданин «нами по отбытии меры социальной защиты 14.04. 1935 года освобожден».

более никаких следов протоиерея чекистам найти не удалось. к сожалению, и нам неизвестна дальнейшая судьба этого неординарного человека. в 90-е годы он был полностью реабилитирован перед государством. для нас же он остается примером стойкости в православной вере.

анатолий кузьмин

автор благодарит генеалога и краеведа павла варлакова, а также сотрудников государственного архива общественно-политической документации курганской области за неоценимую помощь в подготовке материала.