Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Ставропольская епархия
Несмотря на разноголосицу мнений и подходов апробация преподавания в школах основ религиозных культур и светской этики идет в целом успешно

1 декабря в Общественной палате РФ (ОПРФ) прошли слушания, на которых члены палаты и представители основных религиозных конфессий подвели итог первого этапа апробации учебного курса основ религиозных культур и светской этики в школах 19 регионов страны. Принявший участие в слушания, Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан рассказал о том, как проходила апробация в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской республике и Чеченской республике.

Основой для дискуссии стали результаты проведенного по заказу ОПРФ агентством социальных технологий "Политех" исследования об отношении родителей и школьников к преподаванию курса, из которого следует, что в целом он принят положительно. Однако, согласно исследованию, каждый пятый учащийся не имел возможности выбрать модуль, который хочет изучать. "Модули выбирают чиновники и директора школ, - заявил член Общественной палаты Николай Сванидзе. - В половине случаев преподается тот курс, который выбрало большинство. Нельзя детей ломать через колено. Если такое будет продолжаться, то можно считать эксперимент провалившимся".

Архиепископ Феофан не согласился с тезисом о том, что школьникам и родителям навязывались модули, содержанием которых стало изучение традиционных религиозных культур. "Ситуация в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской республике показала, что педагогические коллективы настаивали на выборе родителями и обучающимися либо основ светской этики, либо основ мировых религий, в том время, как предпочтения семей были отданы основам православной или исламской культур", - отметил Архиепископ.

Исследование показало, что 78% родителей позитивно относятся к тому, что их дети изучают религиозные культуры. Авторы исследования приводят мнение одного из участников опроса, который отметил, что обычно "сын не очень любит уроки делать, а по этому предмету - с удовольствием". Другому родителю понравилось, что его ребенок "стал понимать картины, посвященные библейским сюжетам".

Значительное внимание в своем выступлении Архиепископ Феофан уделил проблемам, возникшим в ходе апробации: "Преподаватели единогласно высказывают пожелание иметь большее количество часов для ведения курса, а также более углублено изучать темы предмета. Из-за малого количества часов выделенных для изучения Основ православной культуры многие темы раскрываются поверхностно. Не всегда есть возможность в пределах одного урока ответить на все вопросы, интересующие учащихся, а таких вопросов возникало у ребят очень много. Поэтому нередко можно слышать пожелания педагогов и учащихся о том, чтобы преподавание курса происходило в течение всего учебного года. Существенным недостатком курса педагоги считают его разорванность продолжительным периодом летних каникул, после которых дети забывают пройденный в 4-й четверти материал. Учителя говорят о том, что существует объективная необходимость сделать преподавание курса сквозным, проходящим через весь срок обучения в школе, так как формирование личности и процесс её социализации не заканчивается в 5-м классе".

Пути преодоления этих проблем предложила еще одна представительница Северного Кавказа – ректор Ставропольского государственного педагогического института, профессор Людмила Редько.

Несмотря на широкий диапазон оценок и мнений, в целом участники слушаний поддержали вывод исследования АСТ "Политех" об спешном ходе апробации.