Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

4 декабря, года в день празднования введения во храм пресвятой богородицы, митрополит калужский и боровский климент совершил божественную литургию во введенском соборе свято-введенской оптиной пустыни. его высокопреосвященству сослужили: архимандрит венедикт (пеньков), наместник оптиной пустыни, братия монастыря в священном сане.

за богослужением в сан пресвитера был рукоположен иеродиакон амвросий, в сан диакона – монах симеон.

по окончании литургии было совершено славление празднику, по окончании которого митрополит климент обратился к молящимся с проповедью, посвященной празднуемому событию.

«божья матерь родилась у своих родителей, когда те были в преклонном возрасте, а лучше сказать в мудром возрасте. они уже точно знали, что все в мире – суета, и только бог – истинный смысл жизни. стремление к нему должно быть центром жизни каждого человека. благочестивые родители постоянно пребывали в молитве, и по их молитвам им было открыто, что у них родится дочь. но еще не зная этой вести, они дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его богу. и вот исполнилось время совершить обещанное перед богом, когда девице мариам три года, они приводят ее в храм. кого приводят? единственную дочь, любимую дочь. на протяжении многих лет они вымаливали чадо у бога. как трудно… вот представьте по-человечески: как трудно, когда прошло столько времени ожидания этого счастья, как трудно расстаться. но они преодолевают все, понимая, что слово, сказанное ими перед богом выше привязанности, родительской любви. они не задаются вопросом, а что мы будем делать, когда станем немощные, ведь единственная наша надежда и утешение, помощница, которая ухаживала бы за нами, оставила нас? у них нет этого вопроса. за три года, иоаким и анна научили свое чадо пребывать в молитве. они сами постоянно молились, и ребенок, видя, как родители молятся, сам начал подражать ей. в три года они приучили и привили ей любовь к храму. взгляните на наше время, мы порой видим родителей не трехлетнего ребенка, а пяти, десяти, пятнадцатилетнего затянуть в храм не могут. он даже у порога храма может упираться, у святой чаши закрывать рот – не хочет причащаться. а пресвятая дева – трехлетняя отроковица – восходит в храм по большим ступеням, и ее встречает первосвященник. она доверяется ему, она дает ему свою руку, он вводит ее не только в храм, но во святая святых. какой пример мы видим для себя! замечательно говорит святитель феофан затворник в слове на праздник введения во храм пресвятой богородицы: «праздник введения – это вхождение наше в молитву и не только вхождение, но и постоянное становление в молитве, которое должно быть у человека». дева мария пребывала в храме, чем она занималась? молитвой, чтением священного писания и рукоделием. этот труд – рукоделие – был очень распространен в наших древних обителях, в обителях египта в пустыне. почему же рукоделие рекомендовано монахам? почему божья матерь занималась рукоделием? когда человек что-то создает руками, он имеет возможность не отвлекаясь всегда помнить о боге и делать свой труд с молитвой. в то время главными для прочтения были как и сейчас священное писание, псалтирь. божья матерь пребывала постоянно в этом молитвенном состоянии. это тоже важно для нас. мы тоже должны обрести эту молитву. без молитвы мы не можем угодить богу. молитва приуготовляет наше сердце к встрече с богом. молитва делает нас способным принять всякий промысел божий, как приняла его божья матерь, когда явился архангел гавриил и сказал, что от нее родится спаситель мира. молитва родила в ее сердце смирение, веру, надежду, чистоту: се раба господня, буди мне по глаголу твоему. мы должны, взирая на этот пример, в своем сердце развивать молитву, мы тоже должны помнить, что храм божий – это дом молитвы. и мы ходим сюда не только, чтобы быть с богом, но чтобы быть ближе к богу, а это мы можем сделать через молитву. и очень важно, чтобы мы научились молиться. но для того, чтобы действительно в храме пребывать в молитве, надо к этому подготовиться. посмотрите сколько спортсмен тренируется, чтобы выступить на соревновании. вот мы, прежде чем вступить в храм с молитвой, мы должны упражняться дома в молитве. поэтому есть и домашнее правило для каждого из нас, поэтому церковь предписывает перед каждым делом молиться. после каждого дела благодарить бога в молитве, перед приемом пищи молиться, встав от сна, молиться и перед тем как ложиться, опять молиться. вот мы должны научится поддерживать постоянный дух молитвы в себе, и тогда, войдя в храм, мы будем пребывать в истинной молитве и богоугождении».

высокопреосвященнейший владыка поздравил наместника, братию монастыря и всех паломников с праздником и передал патриаршее благословение от священноархимандрита святой обители святейшего патриарха кирилла.

в завершение торжеств был совершен чин панагии.