Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

«иконы для меня – окно в мир горний»
28.02.2011 17:19

 

он был майором милиции, ездил в «горячие точки», пережил тяжёлую болезнь отца, а после выхода на пенсию неожиданно для всех и даже для себя самого взял в руки нить и стал создавать иконы. все лики на вышитых им иконах словно живые. кажется невозможным запечатлеть на ткани проникновенный взгляд, внутреннюю чистоту и сияние, но нашему гостю, мастеру золотые руки юрию тютрину это удаётся.

два года назад в квартире юрия тютрина случился пожар. огонь вспыхнул неожиданно и без видимых на то причин. всё выгорело дотла, кроме икон...среди гари и копоти они оказались совершенно нетронуты пламенем, хотя нити, ткани, пластик, лак должны были расплавиться в первую очередь. 

— если бы уцелела одна, можно списать на случай, две на удачу, но когда абсолютно все — это безусловное чудо, — вспоминает юрий николаевич. — я тогда подумал, что это какой-то знак, но не мог понять наказание мне пожар или благословение? стоит ли продолжать работать? в итоге пришёл к выводу — если пожар наказание, значит, у меня больше ничего не получится. взялся я тогда делать икону святого александра невского, и в процессе работы произошло неожиданное открытие. раньше все мои иконы получались небольшими, и схемы я разрабатывал специально на такие размеры. по этому же принципу начал создавать и новую икону святого. но когда стал шить, нить сама пошла, даже ткани не хватило. в итоге лик александра невского получился размером с лицо человека, а икона большой, непроизвольно совершенно, я лишь согласился с тем, как нить легла. а когда вышиваемый лик благоверного князя проступил, душа всколыхнулась — то, что надо!

— почему после пожара вы стали создавать именно икону святого александра невского? и вообще как приходит понимание, какую икону создать?

благоверного князя меня побудило сделать перенесение частиц его мощей из санкт-петербурга в наш собор. просто ощутил внутренний порыв, тем более, что святой александр невский небесный покровитель нашего города и главный храм освящён в его честь. а как возникает образ того или иного святого объяснить сложно, бывает, что житие читаю, случайно-ли неслучайно услышу или увижу что-то... вдруг сердце отзывается, и как зерно в нём прорастает желание сотворить икону.

 

— вышиваете иконы по собственным уникальным схемам?

— да, я не вижу смысла использовать шаблоны. во-первых, это уже ширпотреб, во-вторых, качество их довольно примитивное. поэтому делаю всё сам — начиная от схемы и заканчивая рамой. чтобы образ сформировался во всей полноте, я много читаю о том или ином святом, изучаю фотографии, портреты. перед работой получаю благословение. затем разрабатываю на компьютере графические схемы. по ним уже начинаю шить. создавать иконы на ткани неимоверно трудно. необходимо соединить все нити так, чтобы получился взгляд, боговдохновенный образ.

— сколько времени уходит на одну икону?

— от трёх месяцев до полугода.

— а материалы тоже самостоятельно приобретаете или есть спонсоры?

— всё сам покупаю с пенсии. поначалу пытался спонсоров искать, но столкнулся с тем, что те, кто в состоянии помочь, как правило, даже не пошевелятся. а помогают люди, к деньгам никакого отношения не имеющие, именно они готовы последнюю рубашку отдать. когда я только начал вышивать мне многие предлагали, давай займёмся бизнесом, торговать будем. но я знаю, когда даже в мыслях появляются деньги по иконам, у меня ничего не получается. сразу встаёт выбор — либо погнаться за деньгами и начать делать халтуру, теряя своё время и жизнь либо заниматься духовными вещами. для меня выбор очевиден, я не могу отвергнуть то, что мне дано. кроме того, ни квартиры, ни машины в деле спасения души никак не помогут, с собой их не унесешь. взять можно то, что бесценно — эмоции, чувства. а это гораздо большее. иконы для меня, как окно в мир горний, которое мне — простому милиционеру удивительным образом приоткрыл господь.

— многие свои работы вы передаёте в дар. в художественном музее находится спас нерукотворный, в далматовском монастыре преподобный далмат, архиепископу курганскому и шадринскому константину преподнесена иверская икона божией матери, несколько ваших икон вообще покинули пределы курганской области. не тяжело расставаться со своими творениями, созданными таким кропотливым трудом?

— нет, не тяжёло. несмотря на то, что я их делаю, они же мне не принадлежат. я их не дарю просто так от себя, а передаю, а это принципиально разные понятия. моё дело икону отдать, дальнейший путь мне уже не известен и от меня не зависит. бывает иногда, хочу икону передать, а она никак не идёт к человеку. так что на всё воля божья.

— все ваши иконы в основном ликовые. но к нынешнему рождеству вы воссоздали с помощью нити далматовский монастырь в своём первозданном виде. правда ли, что подлинники фотографий монастыря вы нашли в библиотеке конгресса сша? как они там оказались?

— я раньше никогда храмы не делал, решил попробовать. стал искать, как выглядели до революции собор успения пресвятой богородицы и церковь во имя «всех скорбящих радосте» далматовского монастыря. оказалось, что подлинных фотографий этих храмов в кургане нет, они находятся в библиотеке конгресса сша. а попали они туда следующим образом: в 1912 году николай ii послал на урал экспедицию, в состав которой входил талантливый фотограф прокудин-горский. царь велел запечатлеть серьёзные архитектурные памятники, колоритных людей. одним из главных архитектурных памятников, представляющих из себя культурное и духовное наследие, стал далматовский монастырь. снимал прокудин-горский на металлические пластины. за время экспедиции у него таких пластин накопилось несколько ящиков. когда началась революция, прокудин-горский посчитал своим долгом фотоархивы спасти, переправил их в китай, а оттуда они уже попали в америку в библиотеку конгресса сша. американцы все пластины сохранили, отцифровали, ещё и цвет наложили по определенной технологии. качество получилось вообще изумительное. казалось бы, зачем нужен американцам наш далматовский монастырь, но последнее время в америке — гранты даются на определённые работы и исследования. поэтому заниматься историей, культурой даже других государств не только увлекательно, но и полезно. грустно, что у нас всё по- другому. мы свои традиции теряем, а вместе с тем и нацию. все настоящие стремления в россии существуют на голом энтузиазме, безо всякой поддержки. а потом ещё удивляются «почему у нас культура не поднимается»? да потому что народ голодный. человеку трудно думать одновременно о том, как себя прокормить и о создании шедевра.

— тем не менее, невзирая на все трудности, вы продолжаете творить...что испытывает человек, создающий икону?

— гордости и собственной исключительности я не чувствую. ощущаю огромную радость, ведь механически икону сделать нельзя, в неё душу вкладываешь. я святых воспринимаю, как друзей. знаю, что они меня не предадут, не изменят, не оставят...

— вам довелось участвовать в военных конфликтах, побывать в чечне, своими глазами видеть отчаяние, кровь, смерть, побывать между жизнью и смертью. именно тогда вы задумались о своём предназначении и предназначении человека вообще?

— всерьёз что-то переосмыслил я в милицейском госпитале. лежал на кровати, смотрел в окно на небеса и понимал: там что-то есть — непостижимое и бесконечное. а когда закрывал глаза, внутренним зрением почему-то видел лики святых. тогда я и представить себе не мог, что буду делать иконы. для меня до сих пор загадка, почему я, милиционер, никакого специального образования и отношения к искусству не имеющий вдруг получил этот дар? но если уж господь так распорядился, то моя задача этим даром послужить богу и людям.

 



лариса фомина

интересная статья? поделись ей с другими: