Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Орловско-Ливенская епархия

16 марта 2011 - 18:23

филармонические губернаторские коллективы готовятся к большому концерту, который должен будет состояться 21 марта 2011 года в зале огат им. тургенева в 18.30. уже несколько лет подряд, ранней весной, в дни великого поста, симфонический оркестр и камерный хор «лик» представляют вниманию ценителей музыки самостоятельные концертные программы и совместные работы, знакомящие слушателей с шедеврами духовной музыки.

концерт губернаторских творческих коллективов 21 марта включает в себя исполнение двух крупных сочинений — 3-й симфонии л. бетховена (es-dur, ор.55 «героической») и сокращенной версии оратории «страсти по матфею» для солистов, хора и оркестра митрополита илариона (алфеева).

если произведения великого венского классика уже звучали ранее на орловской сцене, то музыка молодого и талантливого иерарха русской православной церкви будет звучать в орле впервые. примечательно участие в концерте двух дирижеров — василия шкапцова и дмитрия коваленко, а также солиста — нашего земляка, студента санкт-петербургской консерватории дмитрия лебамбы, обладателя прекрасного мягкого баса.

вот что пишет о своем сочинении сам митрополит иларион:

«в своем сочинении я опирался на музыкальное видение баховской эпохи: именно потому я назвал свое сочинение «страстями по матфею» — чтобы не возникало вопросов, на кого я ориентируюсь. но это «не цитирование и не рекомпозиция, не пародия и не деконструкция». добавлю, это и не стилизация. музыка баха для меня — ориентир, эталон, потому и отдельные баховские интонации естественно вплетаются в музыкальную ткань моего сочинения. но старую форму «страстей», восходящую к до-баховской эпохе (вспомним замечательные «пассионы» шютца), я наполнил новым содержанием. оригинальность этого сочинения заключается, во-первых, в его христоцентричности. в русской светской музыкальной традиции вплоть до последней четверти xx века не было произведений, посвященных жизни, страданиям, смерти и воскресению христа. евангелие не воспринималось нашими светскими композиторами как достойный сюжет для музыкального творчества. русские оперы и оратории писались на исторические или романтические сюжеты, религиозный элемент в них не был центральным. я же в своем сочинении опирался на евангельский сюжет и на богослужебные тексты, которые, опять же, лишь в редких случаях использовались в нашей светской музыке. структура моего сочинения напоминает структуру последования страстей христовых, совершаемого в канун великой пятницы. это богослужение иногда называют службой двенадцати евангелий, потому что евангельские отрывки в ней перемежаются с тропарями, стихирами и канонами, содержащими богословский комментарий к евангельскому тексту. таким же комментарием к евангельской истории страстей христовых является моя музыка.

во-вторых, «страсти по матфею» — первое музыкальное сочинение, написанное для концертной сцены, но основанное на традициях русской церковной музыки. в xix-xx веках существовал водораздел между музыкой для богослужебного употребления, и музыкой светской, концертной. первая звучала почти исключительно в храмах, вторая — в концертных залах и театрах. мне же хотелось создать некий синтез этих двух традиций, преодолеть искусственный водораздел между ними. мне хотелось, чтобы люди, которые не ходят в церковь регулярно, смогли пережить те же чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужениях страстной седмицы. для меня «страсти по матфею» — не только музыкальный, но еще и миссионерский проект. я хотел, чтобы, услышав эту музыку, люди потянулись в церковь.

в-третьих, в качестве либретто я использовал богослужебные тексты, которые я сам выбирал, иногда адаптируя их или сокращая для того, чтобы они легче ложились на музыку. моей задачей было написать серию музыкальных фресок, которые в совокупности составляли бы цельную иконографическую композицию, посвященную страстям христовым. если иконы и фрески — это умозрение в красках, то мне хотелось создать умозрение в музыке, то есть такую музыку, которая была бы наполнена церковным, богословским содержанием..."

сайт орловской государственной филармонии

фото: информационный отдел орловско-ливенской епархии