Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Архангельская епархия

Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил посетил «176-й судоремонтный завод» (Архангельский филиал ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка») в Соломбальском округе Архангельска. Его Преосвященство возглавил заседание Попечительского совета по строительству Спасо-Преображенского храма на берегу реки Соломбалка.

Храм планируется построить в ограде бывшего Соломбальского Преображенского морского собора, разрушенного в советские годы. Инициатива воздвижения церкви принадлежит генеральному директору судоремонтной компании «Оптимист» Павлу Герасимову. В Попечительский совет будущего храма вошли и руководители 176-го завода.

В настоящее время ведутся работы по разработке и утверждению проекта Преображенской церкви и решаются все организационно-правовые вопросы. Первоначально будет построена часовня, а затем уже строители приступят к воздвижению храма.

После заседания гендиректор завода Николай Васьков провел владыке Даниилу экскурсию по территории предприятия и рассказал об истории зарождения российского флота в Архангельске.

Особый интерес архипастыря вызвал находящийся на территории «176 СРЗ» астрономический знак, установленный в XIX веке русскими моряками-гидрографами и определяющий точные координаты г. Архангельска, а также английский танк «Марк-V», отремонтированный корабелами «Звёздочки» по заказу областного краеведческого музея. По завершении экскурсии Николай Васьков вручил епископу Даниилу памятные подарки, а владыка благословил работников завода на благие дела во славу Отечества. 

Фоторепортаж с архипастырского посещения 176-го судоремонтного завода

История Спасо-Преображенского морского собора

Собор был заложен 2 (13) сентября 1760 г., построен в 1775-1776 гг., рядом с Никольской церковью (в 1776 церковь была перенесена на окраину Большого Соломбальского острова).

При храме Преображения находились приделы во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Св.Николая Чудотворца. Рядом с собором была воздвигнута трехъярусная колокольня со шпицем. Храм находился в ведении Архангельского епархиального управления и носил название Адмиралтейского, после 1827 г., когда собор подчинили Главному священнику Армии и Флота, он стал называться Морским. С упразднением Соломбальской верфи (1862 г.) храм вновь перешел в ведение епархии. По данным 1838 г., в соборный клир входили семь служителей-протоиереев, священники, диакон, причетники. За благосостоянием храма следили соборный староста и ктитор, избиравшиеся из купцов и должностных лиц портовой администрации. В 1862 г. к храму было приписано свыше 15 тысяч прихожан, позднее их численность уменьшилась: в 1880 г.- 3168, в 1890 г. - 4570 прихожан.

К обширной паперти собора вели всходы с тремя лестницами, их спуски вели на запад, север и юг. На двух столбах были установлены светильники торшерного типа. Вокруг храма в 1836 г. была выстроена ограда на каменном цоколе. После Октябрьской революции 1917 года был сначала закрыт, а затем разрушен.

По материалам сайта «Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера»