Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святитель Григорий, происходивший из знатного и благочестивого римского семейства, рано оставил мирскую жизнь и пост губернатора, и удалился в основанный им монастырь святого Андрея Первозванного. Раздав имение, святитель Григорий проводил жизнь в крайней нищете, воздержании и молитве. Избранный в епископы Рима, он долго отказывался от сана и скрывался в потаённом месте. Когда же его убежище было обнаружено, он покорился и принял сан. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближним, святитель Григорий ревностно исполнял возложенные на него обязанности. К тому же святитель Григорий излагал жизнь и чудеса итальянских святых; за эти беседы он был прозван «собеседником», «Диалогом» или «Двоесловом». Ему принадлежит письменное изложение чина Литургии Преждеосвящённых Даров, которая до этого совершалась по устному преданию.

О милосердии святителя можно судить по следующему рассказу: ещё будучи иноком, святитель Григорий отдал одному человеку 6 золотых монет. Через некоторое время этот человек лишился всего из-за страшной бури на море и вновь пришёл за помощью к святителю Григорию. Тот, не имея денег, отдал серебряное блюдо. Впоследствии, уже занимая папский престол, святитель однажды велел приготовить у себя обед для двенадцати бедных странников. К его удивлению, за столом оказалось не 12, а 13 человек. После трапезы, отпустив всех, святитель Григорий решил узнать имя тринадцатого и подошёл к нему. Оказалось, что это его ангел Хранитель, который некогда явившись ему в образе нищего, испытывал его милосердие и, с тех пор, всегда находился при нём, охраняя его жизнь. Узнав это, святитель Григорий упал на колени и возблагодарил Бога.

Этот случай показывает, как спасительно быть милосердным. Помогать ближним в их нуждах – это очень важная наша обязанность. Господь говорит: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). «Будьте все… сострадательны, братолюбивы, милосерды…» (1 Пет. 3, 8), – говорит апостол Пётр. «Не забывайте также благотворения…» (Евр. 13, 16), – говорит апостол Павел.

Впрочем, нужно помнить, что не всякая помощь богоугодна. Помощь ближним должна быть осуществляема, непременно, из любви к Богу и ближнему.

Если милостыня подаётся человеком из тщеславия, чтобы прослыть щедрым и заслужить похвалу, то такая милостыня не достойна своего имени и у Бога не значит ничего. Благотворителя такого рода хвалят и уважают, а значит он уже на земле получает свою награду и таким образом лишается небесной.

Если человек ухаживает за больным из корысти: хочет получить наследство или оказания взаимной услуги, такой уход основан не на любви к ближнему, а на любви к себе. Подобные действия не только не достойны награды у Бога, но и требуют покаяния.

Человек, подающий нуждающимся что-либо, приобретённое неправедным способом, украденное или отнятое, делает не милостыню, а грех.

И, наконец, оказывающий помощь из приличия, неохотно, с досадой, например, только для того, чтобы отвязаться от просителя, также творит не дело христианской любви к Богу и ближнему. Такая помощь неприятна Богу, потому как только «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7).

Будем помнить об этом и не просто помогать, а делать это как должно: охотно, не желая людской славы и своей выгоды, а из любви к Богу и ближним.