православный календарь: апостол и евангелист иоанн богослов
апостол и евангелист иоанн, названный богословом, был сыном галилейского рыбака заведея и соломии. заведей обладал значительным состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, имея доступ к первосвященнику. мать иоанна, соломия, упоминается в числе жен, служивших господу своим имуществом.
иоанн был сначала учеником пророка иоанна крестителя. услышав его свидетельство о христе, как об агнце божием, берущем на себя грехи мира, он вместе с андреем первозванным последовал за спасителем. постоянным учеником господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на геннисаретском (галилейском) озере, когда господь сам призвал его вместе с братом его иаковом.
вместе с петром и братом иаковом апостол иоанн удостоился особенной близости к господу, находясь при нем в самые важные и торжественные минуты его земной жизни. так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери иаира, видеть преображение господа на горе, слышать беседу о знамениях его второго пришествия, был свидетелем его гефсиманской молитвы. а на тайной вечере он был так близок к господу, что, по его собственным словам возлежал у груди иисуса.
по смирению, не называя себя по имени, он, тем не менее, говоря о себе в евангелии, именует себя учеником, «которого любил иисус». эта любовь господа к нему сказалась и в том, что господь на кресте поручил ему свою пречистую матерь.
пламенно любя господа, иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен господу или чуждался его. поэтому он возбранял человеку, не ходившему со христом, изгонять бесов именем иисуса христа и просил у господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли его, когда он путешествовал в иерусалим через самарию. чувствуя любовь христову к себе, но еще не просвещенный благодатью святого духа, он решается просить себе вместе с братом иаковом места рядом с господом в его грядущем царстве, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий.
после вознесения господня мы часто видим апостола иоанна вместе с апостолом петром. наряду с ним он считается столпом церкви и большей частью пребывает в иерусалиме. верный завещанию господа, он заботился о пречистой деве марии, как самый преданный сын, и только после ее блаженного успения стал проповедовать в других странах.
в проповеднической деятельности апостола иоанна замечается та особенность, что он избрал себе одну определенную область, и всю энергию своего духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить святую веру. предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей – в ефесе, смирне, пергаме, фиатире, сардисе, филадельфии и лаодикии. преимущественно же он жил в ефесе.
при императоре домициане (81-96 гг.) апостол иоанн был вызван в рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя церкви был брошен в кипящее масло, но сила божия сохранила его невредимым, как трех отроков в печи огненной. тогда домициан послал его на пустынный остров патмос. здесь иоанн написал апокалипсис или откровение о судьбах церкви и всего мира.
после смерти домициана апостол иоанн из ссылки вернулся в ефес. епископы и пресвитеры ефесской церкви показали ему три евангелия, написанные апостолами матфеем, марком и лукой. одобрив эти евангелия, апостол иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал.
в своем евангелии апостол иоанн изложил беседы спасителя, сказанные им в иудее. эти беседы, обращенные к ученым книжникам, были более трудными для понимания и, вероятно, по этой причине не попали в первые три евангелия, которые были предназначены для новообращенных язычников. приступая к составлению евангелия, апостол иоанн назначил пост для ефесской церкви и удалился со своим учеником прохором на гору, где и написал евангелие, носящее его имя.
кроме евангелия и апокалипсиса, апостол иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как соборные. главная мысль в его посланиях – христианам надо научиться любить: «будем любить друг друга, потому что любовь от бога, и всякий любящий рожден от бога и знает бога; кто не любит, тот не познал бога, потому что бог есть любовь» (1 иоан. 4:7-8).
о последующей деятельности апостола иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. при посещении одной из малоазийских церквей иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа. впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику.
при виде апостола, юноша крайне смутился и бросился бежать от него. иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с церковью. в последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «дети, любите друг друга». ученики спросили его: «почему ты повторяешь одно и то же?» апостол ответил: «это самая необходимая заповедь. если ее исполните, то весь христов закон исполните».
святой иоанн богослов скончался естественной смертью (единственный из апостолов), будучи около 105-ти лет, в царствование императора траяна. обстоятельства смерти апостола иоанна оказались необычными и даже загадочными. по настоянию апостола иоанна его закопали живым. на следующий день, когда раскопали могилу апостола, она оказалась пустой. это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол иоанн не умрет, но останется жить до второго пришествия христова и обличит антихриста.