Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

трезвость, освященная обетом

«аще обещаеши обет богу, не умедли отдать его»
(еккл. 5, 3)

сегодня мы переживаем такие времена, когда россия встает перед выбором: либо возрождение  трезвости и утраченных православных традиций, либо дальнейшее глубокое падение в пучину страстей и пороков. о добродетели воздержания говорил еще архангел гавриил, благовествуя о рождении иоанна предтечи: «и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед господом; не будет пить вина и сикера и духа святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов израилевых обратит к господу богу их»  (лк. 1, 14-16). из этого ангельского благовествования совершенно очевидно, что  воздержание от вина дело богоугодное, ибо и сам спаситель сказал об иоанне предтече: «из рожденных женами не восставал больший иоанна крестителя» (мф. 11.11).

о пользе абсолютного воздержания от вина, как упражнения в добродетели, говорится в 51 и 53 апостольских правилах. итак, воздержание от винопития является вполне естественным для духовных традиций православной церкви. воздержание в малом поможет укрепить волю и поведет к победе в великом. святитель феофан пишет: «опыты в воздержании дадут опытность в самообладании и падения будут реже и реже». святитель игнатий брянчанинов продолжает: «благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению евангелия». «аще обещаете обет богу, не умедли отдать его» (еккл. 5, 3).

обет – это добровольное обещание перед богом посвятить ему человека или сделать какое-либо доброе дело. обет – не просто обещание,  а обещание выполнить конкретное дело. первое обетование людям дал бог о пришествии в мир спасителя господа иисуса христа, обещая спасение человеку. все обетования божии, описанные в священном писании, сбываются до сих пор. таким образом, бог сам показывает людям, что обет – есть одно из средств для скорейшего соединения с ним, научая своим примером обетовать и строго выполнять обетованное. обет – это средство спасения человека и ступень восхождения к святости. традиции принятия обетов описаны еще в ветхом завете: известны случаи обетований евреев, которые были не обязательны, но при произнесении слов обета неисполнение их считалось грехом. например, мужи праведной жизни, с целью удостоиться милости божией, выразить свою любовь и почтение к богу, добровольно налагали на себя определеннее обязанности – обеты назорейства, чтобы посвятить себя в назореи господу, то «он должен воздержаться от вина и крепкого  напитка…» (числ. 6, 1-5).

обет предполагает желание со стороны обетчика или обетчицы изъявить твердое намерение или крепкое обещание перед богом и людьми исполнить его до конца. он неразрывно связан с понуждением себя, с самопожертвованием и самоотречением, иначе он не угоден богу. почему трезвость по обету имеет большую важность, нежели исполнение без обета? потому что дело, совершаемое по обету, делается с большим усилием духа, с большею любовью, решимостью и постоянством, ежели делаемое без обета. то есть дело, совершаемое по обету лучше, совершеннее того дела, которое делается без обета. кто делает без обета, тот посвящает богу только дело, а кто делает по обету, тот посвящает богу не только доброе дело, но и саму способность делать добрые дела в честь бога. потому исполняющий что-либо по обету  подобен приносящему в дар не только плоды дерева, но  и самое дерево, приносящее плоды.  дар жертвующего самим деревом с плодами больше дара жертвующего только плодами. дело, совершаемое по обету, имеет двойное достоинство: во-первых, как само по себе доброе дело, во-вторых, как дело благочестия, дело, освящаемое обетом в честь бога. например, воздержание без обета имеет одно только достоинство добродетели, а воздержание по обету имеет достоинство и как добродетель и как действие богопочтения, которое важнее и самого воздержания. потому священное писание побуждает давать и исполнять обеты. важность обета состоит в том, что дающему обет испрашивается и сообщается особенная благодать, особенная помощь.

четыре года как в нашей школе «трезвение» возрождена традиция обетов трезвости: обет проходит в присутствии 2-х священников, родственников, ведущих школы «трезвение». дающий обет трезвости произносит молитвы со словами обета пред людьми и богом, пред святым крестом и евангелием, пред образом божией матери «неупиваемая чаша». обет трезвения наши обетчики дают на разные сроки: от года, трех лет, на всю жизнь. конечно, наша мечта на сегодня, чтоб обеты трезвости давали целыми семьями. в нашей школе непьющие жены пьющих мужей дают обеты трезвости ради господа и спасения своих мужей и детей от страсти винопития. обеты трезвости у нас принимают даже бабушки ради спасения своих внуков! для ведущих групп нашей школы «трезвение»  принятие обета трезвости обязательно. выдающийся ученый с.а. рачинский особое значение придавал примеру самого учителя. он писал: «пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. все со мной соглашались, никто не исправлялся. с тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

принятию обета трезвости предшествует серьезная подготовка. накануне желающие принять обет получают благословение священников, заполняют анкету, собираются на вечернюю службу, исповедуются. на следующий день молятся на литургии, причащаются святых христовых тайн. потом совершается молебен божией матери «неупиваемая чаша» с чином обета трезвости. обетчиков поздравляют родные и близкие, священники, ведущие групп, дарят иконы, подарки, цветы. на память принявшие обет трезвости получают обетную грамоту. в обетной грамоте, вручаемой обетчику, говорится, что он «изъявил твердое намерение и дал крепкое обещание не пить спиртного  и не употреблять ничего наркотического, а также не склонять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода предосудительных  играх и не произносить скверных гнилых слов». традиционно каждый год в ночь на 31 декабря собираются семьями слушатели нашей школы в храме великомученика георгия победоносца, что в сосновом бору, на праздничное чаепитие, просмотр православных видеороликов, водосвятный молебен святому мученику вонифатию, и многие в эту ночь принимают обет трезвости на всю жизнь. (пример: супруги игорь и татьяна к.). за 4 года в школе «трезвение» при курганском епархиальном управлении обет трезвости приняло 30 человек. из них  - 8 человек на всю жизнь.

сергей александрович рачинский, убеждая своих учеников и воспитанников казанской духовной семинарии и академии в красоте и пользе абсолютного воздержания от алкоголя, обращался к священному писанию. книга чисел говорит о назорействе, как об институте существующем, давно известном. и эта черта заслуживает особенного внимания, в виду духовного, чисто новозаветного характера этого института. действительно, назорейство выходит из рамок формально-обязательного закона – и вводит нас в область духовной свободы, в ту область, которая с возникновением христианства приняла размеры столь обширные, в область победоносного подвижничества, расширившего до крайних пределов владычество духа над плотью…

первое обетование людям дал бог о пришествии в мир спасителя господа иисуса христа, обещая спасение человеку. все обетования божии, описанные в священном писании, сбываются до сих пор. бог сам показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с ним, научая своим примером обетовать и строго выполнять обетованное. обет – это средство спасения человека и ступень восхождения его к святости.

надежда борисова.