Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Владимир Янович!
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Уважаемые участники и гости Чтений!
Сегодня, 30 ноября, в день памяти преподобного Никона, ученика преподобного Сергия Радонежского, который своей угодной Богу молитвой не только много раз спасал Отечество от видимых и невидимых врагов, он исцелял, укреплял, вразумлял, возвращал Богу заблудшие души, мы будем говорить об одной из очень важных миссий, возложенных на систему образования,
Сегодня невозможно без нравственно воспитанного молодого гражданина Российской Федерации реализовать поставленную Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым задачу модернизации страны. В подрастающем поколении необходимо формировать нравственное начало, приобщать молодежь к национальным и духовным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, а самое главное — необходимо обеспечивать тесное взаимодействие семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.
Безусловно, без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетий, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
У нас, в Московской области, на протяжении 10 лет выстроена эффективная система
Об успешности этой работы говорят работы учителей и учеников, ежегодно присылаемые в Министерство образования Московской области для публикации в сборнике Рождественских чтений. Вот выдержка из работы Земсковой Ольги Николаевны, заместителя директора по
«Школа — это часть общества. Школа без традиций — это мертвое здание, в котором дети от шести до семнадцати лет отбывают томительные часы, получая определенную информацию. Школа с традициями — это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, знания об окружающем мире, о своем месте в обществе, о своих возможностях самореализации. Традиции позволяют, в том числе, наладить эмоциональный контакт между учениками, контакт педагогов с детьми, детей — с родителями, родителей — с педагогами и даже педагогов — с педагогами.
Уже второй год в нашей школе введен предмет «Духовное краеведение Подмосковья.
Об актуальности курса Духовное краеведение Подмосковья говорит и тот факт, что все обучающиеся
— «…Этот предмет мне нужен и он мне нравится… Надо не совершать грехов, желать людям добра…»
— «…Я считаю, что этот предмет необходим ученикам в школе, потому что он научит детей делать добро, помогать людям и верить в лучшее…»
Действительно, школьники и их родители все больше понимают необходимость введения предметов
По данным мониторинга в Московской области:
- предметы культурологического цикла преподаются в 1145 школах (увеличение на 12,1% по сравнению с 2010 годом), для 91 тысячи 900 обучающихся (увеличение — на 15,6%);
- продолжается преподавание в учреждениях начального и среднего профессионального образования (106 учреждений, что составляет 89% от всех учреждений НПО и СПО) для 12 тысяч обучающихся;
- увеличилось до 109 количество учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 24 тысяч воспитанников;
- знакомство с религией для самых маленьких организовано в четырехстах тридцати дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 27 тысяч воспитанников.
В наше время особенно очевидно, что без духовности нам не выжить, не обрести согласия в обществе.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы?
Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям.
Важна роль педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, зафиксированного в
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой»
Проблему
Поэтому в Московской области принято решение о создании учебных пособий для дошкольников и младших школьников (экспериментальный
Для мотивации к работе по данному направлению в рамках Пасхальных встреч, вы, глубокоуважаемый Владыка, предложили организовать встречу для воспитателей дошкольных учреждений в Новодевичьем монастыре, мы с удовольствием приняли участие в этой встрече и продолжили работу в данном направлении. На традиционной сентябрьской встрече с педагогическим активом Московской области большое внимание уделялось введению предметов
Сегодня,
учебно-методический комплект «Духовное краеведение Подмосковья», авторЛ. Л. Шевченко (бумажная и электронная версии). 2007 год — 62 тыс. экземпляров, 2010 год — 40 тыс. экземпляров, электронная версия, 2010 год — 1 тыс. экземпляров.учебно-методический комплект «Православная культура», авторЛ. Л. Шевченко - пособие для дошкольников и младших школьников, экспериментальный
учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», авторЛ. Л. Шевченко . Издано в 2011 году — 1 тыс. экземпляров. Планируем в этом году издать еще 5 тыс. экз.; - для организации работы в начальной школе издается методический сборник «Введение в „Добрые дела“ в рамках
духовно-нравственного воспитания» для учителей первых классов. Планируем в 2011 — 2012 учебном году издать 3 тыс. экземпляров.
В виду большой востребованности перечисленных пособий в образовательных учреждениях Московской области мы предполагаем в 2012 году продолжить их издание.
Кроме
В 2007 году изданы книги «История Родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней» и «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор
В 2008 году издана книга для семейного чтения «Отчий дом», автор
В 2009 году издана книга для юношества «Наследие веков живое», автор
В 2010 году издана книга «Просветители», автор
В 2011 году в связи с большой востребованностью переиздана книга «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор
Системное решение задач в области
Большое внимание уделяется подготовке педагогов, повышению квалификации педагогов в области
- определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области по проведению курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогических работников;
- разработаны программы подготовки учителей — «
Духовно-нравственная культура», «Основы православной культуры»; - в 2010 году разработаны программы по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования;
- разработана и реализуется с октября 2011 года для первых 150 человек программа подготовки воспитателей ДОУ.
Курсы повышения квалификации ведутся на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в настоящее время подготовку прошли более 1950.
В 2011 — 2012 учебном году будет продолжено обучение педагогов школ на базе
В настоящее время при подготовке учителей Московской области к преподаванию предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» учителя разных специальностей получают знания в области духовной культуры, знакомятся с понятиями христианской этики, богословия, получают знания о духовной основе русской культуры, ее христианских корнях.
Большую роль в научном и методическом сопровождении в реализации направления «
Материалы размещены на сайте ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»: www.mgou.ru (раздел «Наш университет», подразделы: «Культура и спорт», «Духовная жизнь», «
Работа с детьми в рамках
О признании такого рода деятельности говорят итоги ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Победителями конкурса в свое время были
В этом году в г. Костроме в сентябре 2011 в рамках образовательных чтений Центрального федерального округа на тему: «Нравственные ценности — основа образования и воспитания» состоялось награждение победителей окружного этапа Всероссийского конкурса по Центральному федеральному округу.
Победителями от Московской области стали:
- 1 место: Захарова Лариса Александровна, директор воскресной школы «Вертоград» при
Михаило-Архангельском храме г. Пущино; - 3 место: Щёкина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы, духовной культуры, МОУ Дмитровская СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, Дмитровский м.р.;
- победитель в номинации «Лучший издательский проект» — Миронова Людмила Григорьевна, заведующая библиотекой, педагог дополнительного образования, МОУ Каменская СОШ, Дмитровский м.р.;
- педагоги
Сергиево-Посадского района определены победителями в номинации «За организациюдуховно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»: авторский коллектив школа № 23, Сухов Вячеслав Григорьевич, директорфизико-математического лицея.
Хочу Вам напомнить, что для достижения таких высоких результатов во всероссийском конкурсе, необходимо проведение Муниципального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Также прошу обратить Ваше внимание на то, что нами принято решение об участии в региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2012 году воспитателей детских садов.
Министерством образования Московской области совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви при поддержке Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова проводится целый ряд уже традиционных мероприятий. Наиболее значимые из них: ежегодные Рождественские чтения, областные родительские собрания, традиционные встречи митрополита Крутицкого и Коломенского с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами образовательных учреждений, Рождественские ёлки. Одной из наиболее массовых форм, которая вошла в практику работы по
Разработанные и реализуемые совместно программы в образовательных учреждениях Московской области предусматривают проведение совместных праздников, соревнований, экскурсий, выполнение творческих заданий и др. Все это помогает родителям выстраивать содержательно наполненную и
В рамках взаимодействия с федеральными структурами в осуществлении важнейших проектов по
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации
На сегодняшний момент в общеобразовательных учреждениях Московской области организована работа, подводятся итоги мониторинга. Прошу Вас еще раз, уважаемые руководители, провести разъяснительные беседы с руководителями общеобразовательных учреждений о необходимости продолжать разъяснительную работу с родителями.
Считаю, что идея воспитания духовной личности является ведущей в работе учителя. Сегодня учитель является сеятелем разумного, доброго, вечного. И своим трудом мы стремимся прославить высокое звание — Учитель. Задача учителя — помочь ребенку, входящему в мир, найти свое собственное место в жизни. Именно учитель помогает приобрести уверенность ребенку. Уроки — это творческий процесс осмысления нравственных и эстетических ценностей. Колосова Анна, ученица
Отношения учителя и ученика — это радостная дружба и доверие. Если ребёнок увидит открытое сердце учителя, то с любопытством и интересом войдёт в этот мир.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель…
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать имя „учитель“.
Я считаю, что девизом каждого учителя должны стать слова: „Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь“ Что может быть лучше?»
Тесно связана с
Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны является одним из важнейших звеньев системы патриотического и гражданского воспитания в системе образования Московской области. Живой интерес к этому направлению воспитательной работы в настоящее время значительно возрос. Чем дальше в прошлое уходят героические страницы войны, чем малочисленнее ряды её живых свидетелей, тем ценнее встречи с ветеранами и их воспоминания.
Ежегодно Министерство образования Московской области проводит областные акции патриотической направленности, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
Яркими примерами работы, проводимой в муниципальных образованиях, может служить опыт организации патриотической работы со школьниками в Егорьевском, Одинцовском,
В рамках празднования
В настоящее время в Московской области действуют 710 музеев, созданных на базе образовательных учреждений. Из них: 130 краеведческих музеев, 121 исторический, 252
Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков — все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно народная мудрость говорит о том, что любовь к Родине начинается с семьи. В работе с семьей традиционным
В областных мероприятиях ежегодно принимают участие родители и обучающиеся и педагоги образовательных учреждений, главы городских округов и муниципальных районов области, работники органов управления образованием, благочинные. Общее число посетивших осенний цикл родительских собраний прошлого года составило более 2000 человек.
Проблему профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области Министерство образования рассматривает как одно из направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивая приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.
В общеобразовательных учреждениях проводится работа по внедрению в практику работы классных руководителей с 1 по 11 класс методик проведения воспитательных мероприятий и родительских собраний по программе
В Московской области разработаны практические программы по формированию межкультурной компетентности личности, профилактике ксенофобии, по формированию толерантной личности (Тренинги толерантности). Их цель — сформировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств. По Московской области на базе этих программ ведется регулярная работа уже в течение 9 лет.
Значимым направлением профилактики является специальная образовательная и
В образовательных учреждениях Московской области реализуются
Для решения этих вопросов в помощь педагогу в Московской области изданы и распространены книги:
- «Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова;
- «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова.
Считаю, что такие результаты являются показателем системной работы по нравственному воспитанию подростков.
Таким образом, определение
Школа сегодня — это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для
Уважаемые коллеги! Хочу познакомить Вас с выдержкой из сочинения «Через просвещение к нравственности» Гуришкина Сергея, ученика
Этими словами я хотела бы закончить своё выступление. Хочу пожелать всем участникам Рождественских чтений успешной работы.
Спасибо за внимание!