Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Человек, в котором открывается время
Накануне юбилея Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора заместитель директора ВГТРК-Тверь Александр Васильевич Лепехин взял интервью у Высокопреосвященнейшего Владыки.
- Владыка, что Вы сами можете сказать по поводу Вашего предстоящего 70-летия?
- С одной стороны, я рассматриваю это как милость Божию, и благодарю Господа за то, что он мне подарил такое долголетие. А с другой стороны, цифра «70» – это напоминание о том, что осталось совсем немного времени до того, как придется расставаться с земной жизнью и переселяться – хочется надеяться на милость Божию – в жизнь вечную.
- Кто, в наибольшей степени, из Ваших родителей – отец, Николай Федорович, или мать, Елена Ивановна, - повлияли на Ваш выбор в жизни?
- Ни мама, ни отец. Я родился в Почаеве, часто бывал в Лавре, и, конечно, самое большое влияние на меня имели насельники этой обители, в числе которых я хочу назвать схиархимандрита Николая, теперь уже прославленного преподобноисповедника Кукшу и других.
- А какое Вам помнится самое сильное впечатление от Церкви?
- Пожалуй, самое сильное впечатление – это ожидание и подготовка к тому, чтобы принять сан священнослужителя.
- Вы предполагали, что когда-либо станете архиереем?
- Лично нет, но об этом пророчествовал мне, тогда еще пятнадцатилетнему юноше, преподобный исповедник схиигумен Кукша.
- Как это произошло?
- После исповеди, когда я брал у него благословение, он сказал: «Ты будешь большим человеком».
- Вы смутились?
- Нет, я тогда особенно не обратил на это внимание. Почти пропустил «мимо ушей». Я даже не задал по этому поводу ни одного вопроса.
- Во время визита Святейшего Патриарха Кирилла, его встречи с духовенством, в приветственной речи была дана очень высокая оценка Вашей деятельности.
- Вы знаете, до приезда в тогда еще Калининскую епархию моего предшественника Владыки Алексия (Коноплева) эта кафедра была одна из самых незавидных. Было всего 48 приходов, ни одного монастыря. Владыка Алексий начал свою деятельность с прославления Тверских святых: писались жития, составлялись акафисты и торжественные службы. Именно благодаря ему было установлено празднование всех Тверских святых. Изменилась сама духовная жизнь и в самом Калинине, и в Калининской епархии. Поднялся авторитет епархии, и потом дальнейшие труды легли уже на мои плечи. А после изменения политики государства стало увеличиваться количество духовенства, стали открываться храмы, монастыри и учебные заведения. У меня был замечательный предшественник.
- У каждого времени свои проблемы. Длинный перечень уже сделанного говорит о Вас многое. Но хотелось бы услышать о проблемах, которые на сегодняшний день являются самыми насущными, и о тех, которые нужно будет решать в перспективе.
- Самая насущная проблема сейчас – это та, которую поставил перед нами Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. Это проблема образования, просвещения и катехизации. На встрече с духовенством епархии Святейший на это обратил особое внимание. Вторая проблема – наличие духовного образования у всего духовенства. Со своей стороны, я обязал священнослужителей, независимо от того, есть ли у них светское высшее образование, получить специальное (духовное) образование. Слава Богу, в последнее время, я получаю очень много прошений о поступлении в духовные учебные заведения.
- Куда вы обычно направляете?
- В основном в Смоленскую епархию. Там есть заочное обучение. Есть семинарии и в Ярославской епархии, и в Калужской…
- А почему нет семинарии в Твери? Ведь есть кафедра теологии при Тверском государственном университете, открыта епархиальная общеобразовательная школа, есть даже православные детские сады.
- В свое время ставился вопрос об открытии. Но есть некоторые проблемы. Причем вопрос о здании (сейчас это Тверское суворовское училище, посягать на которое мы бы не стали) довольно легко решаем: город выделил бы нам другое здание. Вопрос упирается в наличие преподавательского состава, причем высококлассного. Я даже не могу с уверенностью заявить, что на сегодняшний день достаточно высок уровень преподавания на кафедре теологии. А с другой стороны на эту проблему можно посмотреть и так: зачем в Твери открывать свою семинарию, если рядом – Московская, Смоленская, Ярославская и т.д.? При наличии подобного учебного заведения в Твери уменьшится количество студентов в соседних епархиях. А это отразится на уровне обучения.
Другая проблема для правящего архиерея – нехватка духовенства в сельских приходах. На сегодня в Тверской епархии вакантными остаются около сорока приходов. Выход из этой ситуации подсказан еще дореволюционной практикой – наличие приписных приходов. То есть священник окормляет несколько общин.
- Проблема еще, наверно, и в содержании приходом священника?
- Да, действительно, невозможно послать священника на приход, который не в состоянии содержать своего пастыря. А Тверская епархия недостаточно состоятельная, чтобы брать этот вопрос на себя. До 17-го года эта проблема легко решалась – было государственное обеспечение священника. По моему личному мнению, было бы целесообразно возродить подобный опыт.
- А что, по вашему мнению, все же предпочтительнее для Церкви: сосуществование, сотрудничество или какая-то другая форма взаимоотношения с властью?
- Сразу скажу, что считаю возможное провозглашение Православия государственной религией неудачным решением. Священник в таком случае становится чиновником. До революции именно так и было. И к чему это привело?!
С государственной властью нужно строить правильные взаимоотношения. В этих отношениях должна быть гармония: когда это необходимо, Церковь окажет помощь светскому государству; светская власть тоже при необходимости может оказать помощь Церкви. Но это должно быть без всякого принуждения, на абсолютно добровольной основе. Этого довольно сложно достичь, но стремиться к этому надо.
- Владыка, на пороге 70-летия, в тихую минуту Вы, наверно, задумываетесь о себе, о своей жизни. Для меня лично Вы – человек, в котором открывается время…
- Александр Васильевич, говорить о себе очень сложно. А давать себе оценку еще труднее. Я всегда подчиняюсь Воле Божией. Как Он изволит – так пусть и будет. Я, конечно, не могу сказать таких слов, как говорил Спаситель мира: «Обаче не яко же Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39), но стараюсь жизнь свою строить именно так.
- Владыка, у вас сейчас большая аудитория. И, наверняка, к Вашим словам прислушаются. Что бы Вы могли сказать в завершение нашей беседы?
- Прежде всего, я призываю всех сохранять единство, как об этом говорил преподобный Сергий Радонежский: «Единением и любовью спасемся».
Второе, что мне хотелось бы сказать, - мы никогда не должны делать поспешные выводы, всегда должны трезво оценивать все и вся: любые действия и любые поступки. Тогда деятельность будет полезной и спасительной.
А еще я призываю всех больше обращать внимание на молодежь. Это наше будущее. Мы должны воспитывать подрастающее поколение не только в вере, но еще учить их патриотизму и гражданской ответственности. Когда во время недавнего визита Патриарха Кирилла на Украину в одном из интервью у него спросили, какой поступок он считает самым отвратительным, Святейший ответил, что это – предательство.
У Русской Православной Церкви очень богатый опыт воспитания. А основан этот опыт на словах Спасителя, что 'Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя' (Ин. 15.13). Если мы об этом забудем, то станем рабами на собственной русской земле.
Источник: сайт Миссионерского отдела Тверской епархии
http://www.steza.ru/vse_novosti/missionerskij_otdel/chelovek_v_kotorom_otkryvaetsya_vremya/