утреня великой пятницы совершается в четверг вечером. главная особенность этой службы – чтение так называемых 12 евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях христовых и помещенных между разными частями службы.
первое и самое длинное из них – евангелие от иоанна, в котором господь открывает себя как путь, истину и жизнь, как драгоценный дар божией любви, соединяющий людей с ним и друг с другом. «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (ин 15:13). и весь разговор христа с апостолами проникнут радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир» (ин 16:13).
заканчивается это евангельское чтение так называемой первосвященнической молитвой, которая поясняет нам весь смысл прихода спасителя: «не о них же только молю, но и о верующих в меня по слову их, да будут все едино: как ты, отче, во мне и я в тебе, так и они да будут в нас едино» (ин 17:21).
чтения страстей господних заканчиваются отрывком из евангелия от матфея о запечатывании гроба.
в великую пятницу, когда умер на кресте спаситель, божественная литургия не совершается, но утром, на службе часов, снова прочитываются евангелия о его страстях.
вечерня великой пятницы («вынос плащаницы») посвящена погребению спасителя и совершается обычно в середине дня.
перед началом выноса плащаницы в середине церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб спасителя.
песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти христа. после входа с евангелием и пения «свете тихий» читаются отрывки из книг исхода, иова и 52-я глава книги пророка исаии. апостол читается из первого послания к коринфянам, евангелие вновь составлено из четырех повествований о христовых смерти и погребении.
стихи прокимнов и аллилуарий заимствованы из пророческих псалмов: «разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий» (пс 21:18), «боже, боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси» (пс 21:1), «положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (пс 87:6).
после добавочных песнопений, тоже о смерти христовой, во время пения молитвы святого симеона богоприимца священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит плащаницу, все еще находящуюся на престоле.
затем после «отче наш» во время пения тропаря он поднимает плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.
«благообразный иосиф, с древа снем пречистое тело твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи», поется в тропаре великой субботы.
в некоторых церквях после вечерни поется повечерие или так называемый «плач пресвятыя богородицы».