Новости Орской епархии

4 Сентября 2014

Состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему Великому освящению кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия.

В зале заседаний в Торгово-деловом центре «Ленком» по благословению Преосвященнейшего Иринея, епископа Орского и Гайского, пресс-служба Орской епархии собрала журналистов. Руководитель информационно-издательского отдела, пресс-секретарь епархии Татьяна Базилевская представила главных участников собрания. Это секретарь Орской епархии, настоятель кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия г. Орска, духовник женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Иверская» протоиерей Сергий Баранов; меценат, благотворитель, награжденный РПЦ орденом преподобного Сергия Радонежского, генеральный директор фирмы «СТС» Виктор Горбунов и Светлана Чигажова - художник-иконописец, участница росписи кафедрального собора.
В лице Виктора Горбунова на встрече были представлены благотворители, помогающие Церкви: Виктор Горбунов, Олег Кривко, Сергей Апарин, Виталий Войнов, Александр Давыдов, Алексей Паржецкий, Юрий Федосеев, Александр Кострыкин и другие. А Светлана Чигажова представляла коллектив иконописной мастерской, принявший участие в росписи собора.
Отец Сергий благословил Виктора Васильевича начать разговор, и тот вкратце рассказал историю создания собора с самых первых дней, с самой идеи создания первого храма в центре города.
При строительстве объекта было много сложностей, которые теперь уже вспоминаются с улыбкой. Так, например, отец Сергий рассказал, что, когда стало тесно в маленьком деревянном храме, решили делать второй придел – Ксении Петербургской. Батюшка приехал к Виктору Горбунову и предложил: «Давай будем расширяться». В тот момент у предпринимателя были финансовые трудности. В храме на тот день также было сложно со средствами: только построили первый придел, еще не наработали ни капитала, ничего. Стали думать. Батюшка решил продать свой автомобиль. А Виктор Васильевич принял решение продать свою коллекцию монет. Именно на эти средства и началось строительство второго придела. Причем, продать коллекцию было не так-то просто. Ее продавали в Москве, так как в Орске продать было просто невозможно. Таким образом, деревянный храм был заложен осенью 2001-го, а уже 6 мая 2002 года, в престольный праздник, была совершена первая Божественная литургия. А возведение каменного храма началось с пожертвования пенсионера Ивана Досковского, собравшего на строительство один миллион рублей. Иван Григорьевич передал деньги именно в тот момент, когда уже был вырыт котлован и нужно было закладывать фундамент, таким образом эти деньги вошли именно в основание храма. Другим чудесным совпадением явилось то, что дядя Ваня почил с миром незадолго до дня Великого освящения собора, и так получилось, что первое отпевание в верхнем храме было именно Ивана Григорьевича. То есть восемь лет назад было его первое пожертвование и прямо накануне освящения – его отпевание в этом храме. Напоминанием потомкам об этом пожертвовании Ивана Григорьевича будет табличка у входа в храм, которая тронула до глубины души его родственников.
Другая важная деталь в строительстве храма то, что, несмотря на постоянный недостаток средств, иконописная мастерская под управлением своего духовного руководителя создавала большие дорогие иконы, чтобы передавать их в дар во многие монастыри и храмы не только России, но также Башкирии, Грузии. Многие не понимали такую политику отца Сергия: как можно просто так, за молитву о Божией помощи в строительстве отдавать иконы, цена которых достигала 100 тысяч рублей, когда так необходимы средства для возведения храма. Но отец Сергий верил, что молитвы этих людей – главная опора в задуманном деле. Также были благотворительно расписаны храмы на Святом Афоне. Поэтому об успешном завершении строительства молились не только монахи и монахини России.
Еще одна важная деталь: все благотворители строительства воцерковлены, постоянно ходят на богослужения,  исповедуются, соблюдают посты, причащаются, то есть это деньги именно церковных людей. Эти люди ездят с отцом Сергием на Гору Афон, причем уже не раз и не два.
Другим чудом, позволившим при недостатке средств сделать такую громадную и красивую работу, явилось то, что большая часть всех оформительских работ сделана своими силами, силами художников иконописной мастерской, которые еще за полтора года до начала строительства резали все те белокаменные декоры, которыми украшен собор снаружи. И в храме нет ни одной покупной иконы. Примечательно, что все росписи храма сделаны без проекта – писали сразу на стене. По словам отца Сергия, весь проект был у батюшки в голове. «Но, может быть, результат нас оправдывает», – с улыбкой добавил священник.
Затем представители СМИ обратились с вопросами к отцу Сергию.
– То, что собор назван во имя святого Георгия, – это случайность или в этом есть какая-то закономерность?  И деревянный, и каменный построены во имя Георгия Победоносца.
– Имя этому собору давал владыка Валентин, теперь митрополит Оренбургский и Саракташский. Может быть, его вдохновило то, что мы находимся на территории бывшего парка афганцев. Георгий Победоносец - это воин Христов. А деревянный храм был как временный, его не будет больше, вместо него-то и построили каменный, поэтому название сохранилось.
– Вопрос касается архитектуры. В СМИ прошла информация об уникальности проекта собора. Можно узнать об этом подробнее?
– Когда стал задумывать проект, хотел, чтобы и внешний вид храма
Один архитектор мне как-то сказал, что священник должен участвовать в строительстве храма, потому что он знает храм изнутри, он там служит и должен делать так, как удобно. Я сразу стал думать, что у нас недостаток средств сейчас, потом нам нужно будет этот храм построить, содержать,
отапливать, поэтому я выбрал, во-первых,  конструкцию храма такую, чтобы у него только центральная часть шла вверх, а все боковые приделы приземистые. Это и в целях экономии в строительстве, и в последующем содержании. Храм получился таким очень уютным. А внешний стиль – мне всегда нравился русский модерн, который был популярен в конце ХIХ – начале ХХ веков. Семья Романовых тоже любила этот стиль. Необычные купола архитектор выполнил в виде шлемов русских богатырей. Я приехал к своему давнему знакомому: Юрию Григорьеву, теперь руководителю большого  научно-производственного предприятия «РОНА» в Оренбурге. Мы знакомы с тех пор, когда восстанавливали храм на горе Преображенской. Это был его первый церковный проект. В связи с тем, что не было средств на заказ проекта, я думал, что он подберет мне что-нибудь типовое, а мы немножко подработаем. Вдруг после минутной паузы он говорит: «Я сделаю весь рабочий проект бесплатно, это будет мой подарок тебе». То есть это тоже первый вклад в наш храм. Но задача была творчески сложная: нужно было сделать что-то необычное. Поэтому  полгода он никак не мог  определить концепцию храма. Но после того как побывал в Москве на конференции православных архитекторов, вдохновился творческой атмосферой, приехал и нарисовал. Потом она уже в каких-то моментах подработалась, отшлифовалась. Но уникальность храма в том, что второго такого в России нет. Это индивидуальный проект. После нашего храма он сделал еще серию проектов, вдохновившись этим стилем.
– Некоторых смущает, что храм не отштукатурили, а сразу покрасили по кирпичу. Как Вы это прокомментируете?
– Каждый священник может дать фору некоторым архитекторам и строителям. Именно затем, чтобы дольше не облез, мы выбрали этот стиль, древний русский, который назывался «обмазка по кирпичу». Вы можете обратить внимание, что весь Старый город выкрашен по кладке, не штукатуренные здания. Это стоит дольше и не требует больших ремонтов, что очень практично. Обратите внимание: все наши архитектурные памятники Старого города покрашены именно по кирпичу. Вспомните Троице-Сергиеву лавру, псковские храмы, новгородские – почти все они не штукатурные, а обмазаны.
– Вы в новом храме еще послужите?
– Я в нем послужу 6 сентября на Великом освящении собора. Думаю, мне не стыдно будет его оставить. Тот, кто за мною придет, будет благодарен, что мы сделали все на таком уровне и с любовью.

Ольга Мануйлович
Фото Виктора Базилевского