Новости Патриархии

21 Июня 2012

Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Мефодий (Кондратьев) поддержал законодательные меры об ограничении табакокурения. Разработанный Минздравом законопроект предлагает запретить курение в общественных местах, запретить рекламу табачных изделий и снизить их доступность. В настоящее время проект проходит доработку, но уже вызвал большой общественный резонанс.

«Не следует считать предложенные меры жесткими, — уверен отец Мефодий. — Закон в равной мере отстаивает интересы как некурящих, так и курильщиков, поскольку призван защитить здоровье и тех, и других». Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Русской Православной Церкви отметил, что, по прогнозам Минздрава, принятие этого закона позволит спасти 150-200 тысяч человеческих жизней в год.

Несмотря на критику законопроекта в СМИ, отец Мефодий считает, что проект закона должен получить поддержку большинства россиян: согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», 84 % респондентов признали, что курение крайне опасно для здоровья.

Священник обратил внимание на то, что с точки зрения медицины табакокурение является одним из видов наркотической зависимости, и отметил как положительную особенность проекта закона то, что в его тексте неоднократно говорится именно о «зависимости» от употребления табака.

«Многие наркотические средства первоначально продавались в аптеках в открытом доступе. Героин, например, использовали для лечения кашля, обезболивания и еще многого другого, — добавил он. — Понимание, насколько трагическими могут быть последствия употребления морфия и героина, пришло не сразу. Точно так же и с табаком. Сегодня мы знаем о его вреде гораздо больше, чем наши деды и прадеды. Имея знание, мы должны делать соответствующие выводы».

Отец Мефодий считает, что сегодня Церковь должна относиться к курению строго.

«Те, кто говорит в Греции и на православном Востоке курят все, даже священники, сильно преувеличивают, — поясняет он. — В то же время современные греческие старцы, например, великий старец Паисий, однозначно не одобряли курения, советовали курильщикам отказаться от своего пристрастия».

Столь же некорректными являются и ссылки на то, что курили священники в дореволюционной России. «Вред от курения в то время еще не всеми ясно осознавался, но и тогда великие пастыри — свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, прп. Амвросий Оптинский — писали, что курение противоестественно, сковывает человеческую свободу и разрушает здоровье», — напоминает игумен Мефодий.

«Неверно представлять немощь какого-то конкретного клирика как некий прецедент и причину для послабления», — полагает он. Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании напомнил о том, что в духовных школах Русской Православной Церкви курение автоматически означает исключение учащегося.

«В церковных общинах, проводящих реабилитацию наркозависимых, на курение, как правило, наложен строжайший запрет. Нет ни одной общины, где к курению относятся снисходительно, преодоление этой пагубной зависимости приветствуется, — подчеркивает игумен Мефодий. — Специальных реабилитационных центров для желающих отказаться от курения не существует. Однако нередко люди, настроенные "завязать", на период никотиновой ломки поселяются в монастыре в качестве трудников или паломников».

Ограничение табакокурения необходимо еще и потому, что девиантное поведение подростка начинается с сигареты, считает руководитель Координационного центра по противодействию наркомании: «По статистике, в большинстве случаев именно с курения развиваются пристрастия подростков к другим вредным веществам, которые становятся впоследствии причинами административных и уголовных правонарушений».

Закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» был разработан Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году. Документ предусматривает полный запрет на курение внутри помещений, в том числе в поездах, на вокзалах, в гостиницах и ресторанах, установление минимальной цены сигарет и другие ограничительные меры. Также он предполагает запрет на рекламу и стимулирование продаж табачных изделий, а также спонсорство табачных компаний. В случае принятия закона будет запрещено выкладывать табачные изделия в витринах и на стендах магазинов.

В конце мая правительство вернуло проект на доработку в новообразованное Министерство здравоохранения. Ожидается, что он будет повторно внесен на рассмотрение правительства до 1 ноября.

«Россия подписала противотабачную конвенцию, и мы обязаны привести наше законодательство в соответствие с международными нормами, — прокомментировала законопроект министр здравоохранения В. Скворцова. — Во всем мире решения о мерах, ограничивающих курение и продажу табака, наталкиваются на мощное сопротивление табачного лобби».

Между тем в думском комитете по охране здоровья был разработан альтернативный, более жесткий вариант закона. По сообщениям представителей комитета, он будет представлен в ближайшее время.

В России сегодня курит до 40% населения или 43,9 миллиона взрослых, согласно исследованию «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS). В России один из самых высоких в мире показателей детского курения. По данным Международной конфедерации обществ потребителей, четверть подростков в возрасте от 13 до 15 лет курят. По официальной статистике, ежегодно 330-550 тысяч человек в России умирает от болезней, вызванных активным или пассивным курением. Страна теряет до 6,3% ВВП из-за преждевременных смертей, связанных с курением.

Диакония.ru/Патриархия.ru