Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
14 Сентября 2010

церковное новолетие и миротворный круг

интервью с протоиереем Александром Филькиным

– Отец Александр, какое место занимает праздник новолетия в годичном круге церковных богослужений и насколько он важен для нас?

– Каждое 1 сентября, а по Григорианскому календарю – 14 сентября, для Русской Православной Церкви и всех «иже в ней» православных христиан открывается «вход лета нового» - начинается новый год. Эту традицию Церковь удерживает с XIV – XV веков, когда 1 сентября сменило привычное 1 марта в России в 1363 году. Любопытно, что учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума, что сохранило рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61, 1-2) о том, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 16-22). Предание связывает само это событие с днем 1 сентября, и византийцы увидели в этом чтении Господа Его указание на празднование дня нового года.

Церковный календарь необычайно важен, так как связывает человека с миром и Богом. Сентябрьский новый год был одним из основополагающих моментов в усвоении христианской веры и жизни по вере. Церковный календарь – «икона, развернутая во времени», – непрерываемое молитвословие и Богослужение. А знамения, которые мы видим: схождение Благодатного Огня в Великую Субботу, игра солнца на Пасху и многие другие подтверждают истинность Юлианского календаря, на котором зиждется существование Русской Православной Церкви.

– Получается, что Григорианский календарь, по которому мы живем вне церкви, неправильный?

– Разница Юлианского и Григорианского календаря в тринадцати днях, но эти календари различны в принципе. Юлианский календарь ориентирован на сидерический год (движение солнца относительно звезд), а Григорианский календарь ориентирован на тропический год, то есть на положение солнца относительно земли. Святые отцы на I Вселенском Соборе выбрали Юлианский календарь, ориентированный на небо, а не Григорианский, ориентированный на землю еще и потому, что, когда пришел Спаситель, Римская империя пользовалась именно Юлианским календарем, то есть этот календарь освящен приходом Спасителя. И на первом Вселенском Соборе Святые отцы, обсуждая время празднования Пасхи, составили Пасхалию, которой Православная Церковь пользуется и доныне, ориентированную на Юлианский календарь, где крайне важно праздновать православную Пасху после иудейской и никогда – в один день, что в Григорианской Пасхалии не выдерживается.


Юлианский календарь назван по имени императора Юлия Цезаря, который в 45 году до Рождества Христова ввел этот календарь (календы – начало) в употребление в Римской Империи на основе египетского. В Древнем мире у каждой цивилизации был свой календарь: у египтян, у персов, у иудеев и др. А в 1582 году папа Григорий XIII, очень властный человек, вводит новый календарь, названный по его имени – Григорианский.


– По Григорианскому календарю гражданский новый год сейчас приходится на Рождественский пост – очень неудобное несовпадение…

– Вождь пролетариата Ленин в начале 20-го века ввел в обиход западный образец нового стиля Григорианского календаря Декретом о времени, как и Петр I, который равнялся на Запад, в 1700 году переместил новый год с 1 сентября на 1 января. И после революции 1917 года получилось, что Церковь празднует новолетие 1 сентября, где положен торжественный молебен, а новый год, учрежденный богоборческой властью, празднуется Рождественским постом, и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции – гражданскому новолетию. И все это путает людей. Православная Церковь, единственная, сохраняет Юлианский календарь, живет по старому стилю, Греческая Церковь празднует Пасху по Юлианскому календарю, а остальные праздники - по Григорианскому. Хотя и в Православной церкви служба новолетию совершается 1 (14) сентября, молебен новому году служится – 1 января, а ряд церковных чтений и гласов начинается с Пасхи.

– И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта по Юлианскому календарю. Это было как-то связано с религией?

– Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Хотя светские историки считают, что первое сентября, сменившее привычное 1 марта в Римской Империи в царствование Константина Великого, — только дань гражданской византийской традиции, ведь начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Другие историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.


Инди́кт – лат. indictio – провозглашение, объявление, назначение, налог; податной период – 1) 15-летний податной период у древних римлян, каждое пятилетие которого они собирали с побежденных дань; 2) в память победы христианства над язычеством введенный в 312 г. византийским императором Константином цикл 15-летнего исчисления времени, подобно исчислению по десятилетиям в наши дни.


– Существует еще понятие Великого индиктиона, что это такое?

– Великий Индиктион или, как его называли на Руси, Миротворный Круг, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с жизнью всего мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви. В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.

– Спасибо большое, отец Александр, за обстоятельное объяснение.

– Пожалуйста. Соблюдайте календарь, посещайте богослужения и все у вас будет в гармонии с Богом и людьми.

Беседовала Юлия КОКОРИНА


Историческая справка

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В день начала новолетия русские государи являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета, «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Божественной литургии Патриарх становился перед церковными вратами на восток и совершалось молитвословие, «во еже благословити венец лета благостию Своею».

Далее совершался молебен с водосвятием, Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал ему и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым словом, на что люди отвечали: «Здравствуй, здоров буди на многия лета». Бедным и нищим раздавалась царская милостыня. Новолетие было также днем судных сроков, когда возвращали долги и отчитывались за взятые на себя обязательства.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался. С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.