Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
13 Августа 2012

О священномученике Вениамине Петроградском.

Поистине богата история православной церкви житиями святых. Они заставляют переосмыслить нашу жизнь, придают силы для духовной работы. 13 августа – память священномученика Вениамина Петроградского, жизнь которого – пример кротости и смирения, пример всем нам.

«Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все» – эти проникновенные слова произнес в зале судебного заседания митрополит Вениамин Петроградский.

В миру его звали Василий, он родился в 1873 году в семье священника. Семя благочестия было заложено еще в детстве – родители воспитывали сына по христианским добродетелям. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную. Как часто мы так думаем! Многим вообще кажется, что сейчас – не время святых. Без сомнения, и сейчас среди нас живут православные люди святой жизни. По их молитвам и стоит пока еще страна наша Российская.

Вениамин Петроградский тогда он еще и представить себе не мог, что ждет его в жизни. Проходит много лет: семинария, монашеский постриг, и вот, вскоре, 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя располагала к нему даже иноверцев.

Страшные события 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин – архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Все силы он направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений. Что было тогда – даже представить трудно. Закрытие и разрушение храмов и монастырей, осквернение и уничтожения святых икон и мощей, массовые аресты, пытки, ссылки и казни епископов, священников, монахов и монахинь, мирян… Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны.

Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 года, а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. Что же послужило основанием? Письмо Ленина от 19 марта 1922 г., обращенное к Молотову и адресованное членам Политбюро с ремаркой: «СТРОГО СЕКРЕТНО». Было приказано: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не будем обсуждать слова Ленина, один лишь Бог судья всему этому. Гораздо важнее, как себя повел митрополит Вениамин. Являя пример христианской любви и, в то же время, свидетельствуя о мирном духе Церкви, он благословил передачу на нужды бедствующих ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Таким образом, Владыка действовал согласно определению Патриарха Тихона, предлагавшего во избежание кощунства, сохранить у себя святыни, заменив их равнозначным денежным выкупом. Решение владыки Вениамина и его слова: «Мы все отдадим сами» — не имели ничего общего со слабостью; они отвечали пастырскому долгу. Более того, он вселял в людей веру и надежду: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом вами тяжелом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь, чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва». Для советской власти такие слова представляли угрозу, личные качества владыки не укладывались в образ «классового врага».

Поводом к расправе над Владыкой Вениамином послужило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Ленинградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола: они обвиняли близких к Святейшему Патриарху Тихону архиереев в сопротивлении изъятию церковных ценностей и контрреволюционном заговоре против советской власти.

Необоснованность действий властей в Петрограде осознавалась даже в рабочей среде. Изъятие богослужебных предметов сопровождалось волнениями. В церкви Путиловского завода, например, рабочие не позволили произвести изъятие. В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая верующих оказать сопротивление. Симпатии людей были явно на стороне законной церковной власти. Однако в те годы принцип народного волеизъявления использовался большевистским ЦК весьма избирательно…

Митрополит Вениамин был на скамье подсудимых таким, как и всегда: простым, спокойным, благостным. Понятно, он был центром всего громадного процесса. На нем сосредоточивалось внимание и врагов, и безмерно любившей его верующей паствы, заполнявшей, если ее допускали, зал заседаний, и прочей публики, относившейся к митрополиту с исключительным сочувствием, как к заранее обреченной жертве. К публике, сочувствующей митрополиту, не относились только те «посетители», которые направлялись в трибунал «по нарядам», чтобы создавать соответствующее видам устроителей процесса настроение.

Тут наверно владыка и вспоминал, как в детстве ошибался, думая, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную… И вот, объявлен приговор. Безоговорочный и окончательный. Но не стремится он в жизнь земную, не пытается оправдаться. Он принимает это тихо и смиренно. Как Крест, соединяющий его со Спасителем. В ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда. В последние минуты Юрий Новицкий плакал. Его угнетала мысль, что он оставляет круглой сиротой свою единственную 15-летнюю дочь. Архимандрит Сергий громко взывал: «Прости им, Боже, не ведают бо, что творят». Один лишь Митрополит Вениамин шел на смерть спокойно и тихо, шепча молитву и крестясь…

«…Я с теми лишь, кого безбожно гнали.
Они меня бессмертием наставляли.
Они — отцы мои.
Я им навеки сын…»

Так великолепно написал Игорь Росляков, будущий оптинский иеромонах о.Василий, убитый в день Пасхи 1993 года.

Тело священномученика Вениамина лежит в безымянной могиле. На братском кладбище Александро-Невской Лавры ему воздвигнут крест над символической могилой рядом с другими святителями Церкви Христовой. Светлая же душа его ликует со всеми святыми в свете Лица Божия. Как яркие звезды сияют, святитель Вениамин и иже с ним и весь сонм наших новомучеников на небе духовном освещают и согревают наши души.

Вероника ВЯТКИНА,
pravmir.ru, orthodox.spbu.ru