Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
8 Ноября 2012

8 ноября Святая Церковь совершает память свтого великомученика Димитрия Солунского, в честь которого освящен левый придел Свято-Вознесенского собора г. Набережные Челны.

Согласно житию святой Дмитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца святой Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, святой Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. Известия о такой деятельности Дмитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племен, Максимиан остановился в Фессалониках. Перед этим промыслительно святой Димитрий велел своему рабу раздать свое имущество бедным. Сам же, по словам агиогрофа: «стал молиться, поститься, готовясь, таким образом, к венцу мученическому».

Приведенный на суд к императору Дмитрий проповедовал себя христианином и был заключен в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению своего наставника Димитрия, вступил в бой и сбросил с помоста на копья Лия. В гневе император тут же приказал казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия. Лишь только настало утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины, они застали святого мужа, стоящего на молитве и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предался исповедник Христов в руки Создателя святую и честную свою душу.

По житию, после казни тело Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь – базилика святого Димитрия. Спустя сто лет в 412-413 гг. вирейский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемом месте захоронения святого и при ее строительстве были обретены мощи святого Димитрия. Мощи поместили в серебряный киворий, но этот святой киворий был утрачен при пожаре в VII веке. После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII начале XIII века, возможно в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены лишь в 1520 году аббатством города Сан Лоренцо ин Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году – честная глава, а в 1980 году – основная часть мощей, при этом в Италии осталось шесть больших частиц.

С древности мощи святого Димитрия почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагноста, писавший о захвате города Фессалоники турками-османами, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавших его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения мира-елея от мощей стало упоминаться истечение мира-воды из колодца в крипте. В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания об мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть. В древности истечение мира было очень обильным. Никита Хониат описывает как норманны, захватившие 1085 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нем рыбу и мазали обувь. Хотя в настоящее время мироточение прекратилось, раку святого открывают на вечерне в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Культ крови великомучеников возник уже в раннехристианский период. При раскопках в базилике святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что изначально под алтарем находилась гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневезантийский период была земля смешанная с кровью.

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. Была даже попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению – славянин. Сербы и болгары чтут его как патрона собственной народности, называют отечестволюбцем славянских народов. В русских летописях имя святого Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого. О нем рассказывает в летописи святой Нестор о взятии святым Олегом Константинополя. По словам летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя. Русские издревле пытались приобретать хоть малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически почти во всех древних монастырях или церквах, среди частиц различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.

Изображение святого Димитрия Солунского наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству среди изображений святых лишь изображению великомученика Георгия Победоносца. Изначально святого Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах, поскольку согласно жития, святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военной одежде с копьем и мечем. Но более ранний вариант иконографии продолжал также использоваться. В отношении изображения его внешности Ерминия Дионисия Фурноаграфиота сообщает, что он должен изображаться молодым и безбородым. С развитием почитания святого Димитрия как воина-защитника, начинает появляться его изображение вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами. На таких иконах Димитрий как и Георгий изображается верхом на коне поражающий копьем болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году.

Как показала история, мученичество – самое эффективное миссионерство. Именно на примере мучеников сотни язычников обращались ко Христу. Верность до смерти действует сильнее остальных аргументов. Жития святых показывают множество примеров удивительной и сверхъестественной верности Господу, верности среди нечеловеческих страданий. И теперь все мы нуждающиеся и обремененные имеем великое дерзновение искренне воззвать: «Святые великомученики, молите Бога о нас!»