Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ

Адрес сайта Свято-Вознесенского собора в г.Набережные Челны (Казанская епархия) - prihod.eparhia.ru
8 Марта 2013

Одним из самых страшных явлений нашего времени является то, что совершенно исказился идеальный женский образ. Средства массовой информации рисуют нам как идеальный образ этакую привлекательную ведьму бесстыдно полуобнаженную, с распущенными всклокоченными волосами, наглым взором, деловую, энергичную, бесстрашную, не скованную никакими законами морали и совести. И вот несчастные девушки и женщины — матери, жены и дочери — стремясь подражать этому дьявольскому образу, развращают свои души, разрушают семьи, безнадежно губят жизни свои и своих близких.

И в то же время у нас, православных христиан, всегда есть перед глазами образ Той, Кто была прекраснее и предивнее всех людей на земле и даже сил небесных, херувимов и серафимов, Той, Кого Совет превечный избрал быть Матерью Божией. Ибо, как повествует святитель Димитрий Ростовский, «по преступлении Адама Слово Божие не скоро пришло на землю для воплощения и спасения падшего рода человеческого», потому что «на земле не находилось ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом». Итак, главная черта Богоматери — девственная чистота.

Другой чертой этой величайшей Рабы Господней можно назвать смирение. Ни о ком из лиц Евангельской истории не известно так мало, как о Пречистой Деве; вся жизнь Ее окутана тайной, а была Она, несомненно, духовным центром первой христианской Церкви после Вознесения Ее Божественного Сына; но, прикрываясь смирением, любила оставаться в тени.

Третьей чертой Пресвятой Девы, по мнению святителя Димитрия Ростовского, была Ее всецелая и беспредельная любовь к Богу, потому и воспевается духовная песнь:

«О, Матерь-Дева, чудо девства, Ты Дщерь Небесного Отца, Святого Духа Ты невеста, Мать Сына Божия — Христа!»

Кто из святых отцов не восхвалял Пресвятую Богородицу! Предсказанная и прообразованная ветхозаветными пророками, Она прославляется всеми, и древними, и новыми святыми отцами Православной Церкви.

Как говорит святой Григорий Неокесарийский, в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая красота телесная, но более того красота Ее души. Она была свята телом и духом. Одежда Ее скромная, поступь степенная, речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца; все помыслы, все желания устремлены к Единому Богу.

Церковный историк Никифор Каллист добавляет: Она в беседе с другими хранила скромность, не смеялась, не возмущалась, не спорила, никогда не гневалась, нимало о Себе не думала, отличалась полным смирением.

Более всего в мире Она любила Своего Сына, так любила, что готова была и умереть с Ним, но с каким мужеством и твердостью Она сопутствовала Сыну Своему, когда Он шел на страдания, присутствовала на Голгофе, когда Его распинали, стояла у Креста Его и была при погребении. «Она имеет венец мучеников, — говорит Лев Философ, — потому что, стоя у Креста, с душою, пройденною оружием, Она пострадала более всех мучеников».

Она любила и почитала Своих родственников, но и чужих любила и миловала. Святой Амвросий Медиоланский говорит:

«Никого Она не оскорбляла, никого не презирала, даже самого бедного человека. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, Она перед смертью отдала двум вдовам, служившим Ей».

Смерть каждого человека подводит итог его жизни, приносит заслуженное от Господа — награду или наказание. Преславное Успение Богоматери явило Ее в высоте и славе. За три дня до смерти явился Ей Архангел Гавриил который возвестил Ее кончину и вручил Ей райскую светящуюся ветвь — символ победы над смертью и тлением. На третий день после Своего Успения Богоматерь явилась апостолам в неизреченной славе, окруженная множеством ангелов, и сказала: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». Апостолы же, полные радости, вместо: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

И весь род христианский все время молится Пречистой, чтобы Она помогала нам. Помогай же нам, Пресвятая Богородице, вразуми детей наших, чтобы в Тебе видели они чистейший и прекраснейший образец поведения, защити и огради их от искушений и соблазнов этого лукавого времени!

Перепечатано из журнала «Православная Русь», 2003, № 16

Этот удивительный образ Богородицы с Младенцем на руках несколько лет назад был принесен в дар ныне покойному игумену Филиппу (Сидорову) со словами, что принадлежала икона Ключинскому храму Иоанна Богослова.

С тех пор прошло несколько лет. И вот после реставрации на Раифском подворье в селе Большие Ключи образ Богородицы вновь на прежнем месте – храмовая икона вновь обрела свое первоначальное место. Но что это за образ? Все мы прекрасно знаем, что богородичных ликов – более шестисот! Те церковные историки и искусствоведы из Кащани, Петербурга и Москвы, к которым обращался настоятель храма протоиерей Константин Исаков, не смогли точно определиться с названием.

В свою очередь и обратились к старшему редактору редакции церковной архиологии и искусства церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Марии Маханько с таким же вопросом:

- Красивая работа. Видимо начало 20 века, но по фото нельзя до конца понять… на ум приходят разные варианты. К примеру, «Взыграния Младенца», когда Он двигается на руках у Матери, но здесь простирает руки, оборачивается, как в предчувствии Креста или Богоприимца. Рекомендую посмотреть наши энциклопедически публикации на тему: Дубенская Красногорская икона Божией Матери. Мой руководитель предполагает, что это ближе всего по иконографии. Конечно, обнаженный Младенец – знак европейских заимствований, поэтому надо смотреть поздние иконографические изводы, возникшие уже в 18-19 веках, типа икона Божией Матери «Воспитание». Необходимо, конечно, исследование специалистов. Но согласитесь, даже те изводы, которые мы уже знаем и почитаем, вначале тоже были никому неизвестны…

За двадцать веков существования на земле христианской Церкви запечетлено множество случаев явления Богородицы подвижникам благочестия… Кто знает, может, представленный образ – явление Божией Матери – можно будет наименовать «Ключинская»?

Источник: газета "Раифский вестник", №2 (135), 26 февраля 2013 год