Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Наш корреспондент делится своими впечатлениями о фильме.
Российский зритель привык к развлекательным кинолентам, в нашем кинематографе их порядочно. Что же до серьезных кино – тут все сложнее. Темы, касающиеся исторических вопросов – вечных и существенных, часто вызывают неоднозначную оценку. Так и новому фильму Павла Лунгина – «Царь» еще до премьеры предрекали огромный успех. Что вышло – судить зрителю
В одной из главных ролей – легендарный актер Петр Мамонов, сыгравший, судя по фильму, неординарную личность. Иван Грозный – сочетание жестокости, ума, таланта. Пожалуй, даже человек раздвоенный – днем казнил, а ночью искренне молился. Где его истинное лицо – не понять. «Как о таком человеке фильм не снять? Своим неоднозначным характером он предопределил ход российской истории. И, можно сказать, заложил основы того, что мы теперь называем русской властью. Вот именно об этом феномене я и хотел снять фильм», - говорит Лунгин в одном из интервью.
Но не только Грозный вызывает интерес. Еще один важная личность – митрополит Московский Филипп, великий святитель, не менее важный герой в фильме. Он - единственный, кто пошел против царской воли, опричных злодейств и кровопролития. Сыграл его талантливый актер Олег Янковский, который неожиданно ушел из жизни несколько месяцев назад. Поражает, сколько в митрополите любви к русскому народу, к России, а самое главное – сколь велико его служение Богу, его духовность, бесстрашие перед смертью, ибо душа бессмертна. Иван Грозный – его абсолютный антипод, остановивший развитие России. Но Филипп ему всячески противостоит. И вот эти два человека, кстати, изначально любившие друга, доходят до полного неприятия. Именно в этом и состоит главный конфликт и интерес режиссера.
По сути, фильм передает достоверное ощущение веры, религии и власти того времени, близок к реальным фактам. Например, большинство реплик Ивана Грозного позаимствованы из его писем и воспоминаний.
Фильм тесно связан с православной религией, определявшей в ту эпоху развитие России. И потому точность воссоздания православной жизни максимальна. Отдельное место в фильме занимает молитвенное обращение Ивана Грозного к Господу. Но после горячей молитвы царя зрителя ждут казни и кровопролития. В этом есть странное противоречие личности царя. А чего стоит момент, когда Игумен монастыря говорит монахам: 'Уходите, кому венец не по челу'… Но большинство монахов осталось, зная, что впереди их ждет мученическая смерть. Смертная участь постигла их уже скоро – церковь, где они молились, была сожжена дотла. В этой части фильма Павел Лунгин постарался – и музыка, и несравненная съемка – все захватывает душу.
Мало того, царь одержим идеей конца света, в котором погибнут все враги рода человеческого, а Россия в образе Нового Иерусалима останется. Цели приближения Апокалипсиса безраздельно служит репрессивный аппарат царской власти (Скуратов, Басманов и др.). И когда забывает совсем, остаётся в полном одиночестве, горько спрашивая в финале: «Где мой народ?» Единственно чистой, не побоюсь этого слова - идеальной предстаёт в фильме православная церковь.
Смотришь фильм – и думаешь: «Неужели так было?». Наверно, нам с нашим демократическим мировоззрением трудно все это понять.
Думаю, православному человеку, да и не только, есть о чем подумать, посмотрев «Царя». Хотя бы о том, как важно не просто называть себя православным, но и крепко стоять за свою веру, всем сердцем соблюдать заповеди Божьи.
ЖИТИЕ святителя Филиппа, митрополита Московского (1507-1569)
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей.. Мать его, овдовев, стала монахиней и основала в Москве Варсонофьевский монастырь. Будущий святитель Филипп жил сначала при дворе государя, но в 1537 году после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 году стал игуменом и среди духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Стремясь опереться на церковный авторитет, в 1565 году Иван Грозный предложил ему возглавить московскую кафедру. Филипп соглашался при условии отмены царем опричнины. Иван Грозный сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в государственные дела, но зато получил право «советования» с государем, включавшее возможность «печалования» за опальных. В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан, Русь пришла в великое неустройство. Святитель Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто, призвав Грозного к милосердию публично. В марте перед Великим постом, в неделю Крестопоклонную, царь в черной одежде опричника пришел к литургии в Успенский собор и просил митрополита Филиппа благословить его. Тот отказался, осудив самозванное иночество Грозного. Задыхаясь от гнева, вышел Грозный из собора.
В ноябре 1568 года послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в колдовстве и чародействе, что не соответствовало действительности. Через три дня на литургию в Успенский собор Кремля ворвались опричники, содрали с Филиппа ризы и с позором потащили вон из храма, посадили на повозку и повезли за пределы города. Иные же ругались над ним и метлами били. А народ московский, забыв о страхе, с плачем бежали за ним.
Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 3 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа (+23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери.
Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.
29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайлович в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.
Вероника Вяткина, житие: patriarchia.ru