Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Вновь, во второе воскресенье этого месяца, была проведена встреча из цикла «простые» ответы на непростые вопросы», которую вел клирик храма иерей Олег Николаев.
В актовом зале нового учебного корпуса собрались желающие больше узнать об одном из семи таинств православной церкви - соборовании. Напомним, таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Лекцию иерей Олег Николаев начал с истории этого таинства. Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа 'власть исцелять болезни', 'многих больных мазали маслом и исцеляли' (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: 'Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему' (Иак. 5, 14-15). В течении всей лекции участники встречи могли задавать отцу Олегу свои вопросы, касающиеся соборования.
Отец Олег обратил внимание на то, что соборование – это не магическое действие: «Нужно понимать, что если человек подходит к таинству без собственной борьбы с грехами, без исправления, он не получит никакой пользы».
Есть три необходимых составляющие, имея которые человек может собороваться, подчеркнул отец Олег. Желающий должен обязательно быть воцерковлен. Кроме того, к таинству прибегают только болящие. Также есть еще один немаловажный пункт – человек должен быть психически здоров.
Говорилось на лекции и о суевериях относительно этого таинства. Как заметил отец Олег, одно из распространенных суеверий – будто соборованный маслом непременно должен вскоре умереть. Если же соборованный больной выздоровеет, то каждый встречающийся с ним, должен сделать ему низкий поклон как полуумершему или почти что выходцу с того света. Кто-то вообще считает, что после соборования надо непременно принять монашеский постриг. Пришло и мне на ум одно суеверие - оставленное по окончании соборования кадило, или другая какая-либо церковная вещь, будет означать, что больной не встанет.
Иерей Олег Николаев исполнил просьбу протоиерея Андрея Дубровина озвучить на лекции еще одну важную составляющую этого таинства. «Соборование не отрицает медицинское лечение. Врачи даны нам от Бога, и мы не имеем право отказываться от них» - сказал он.
В заключении отец Олег подчеркнул, что важно после соборования как можно дольше стараться сохранить благодать и правильно ее использовать. И, конечно, не забыть поблагодарить Бога за это таинство Церкви, которое она, как чадолюбивая мать, установила совершать над больными для их выздоровления от болезней не только телесных, но и душевных.
Вяткина Вероника.