Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
По учению Церкви в этот день Господь душой входит в ад и низвергает власть смерти над человечеством. Одновременно Он входит в рай с благоразумным разбойником, который был распят по правую сторону от Спасителя, и как Сын Божий восседает на Божественном Престоле с Богом Отцом и Святым Духом. По свидетельству Священного Писания после распятия и смерти Христа Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришел к Пилату и стал просить тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства их можно было предать погребению. Иосиф купил плащаницу, в которую обычно погребали иудеев. Тело Христа сняли с Креста, умастили благовониями, обвили Плащаницей и положили в новой погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу.
Фарисеи, знавшие пророчества Христа о Его Воскресении, опасались похищения Тела и поставили ко Гробу стражу. Это обстоятельство стало непреложным доказательством истинности Христова Воскресения.
Во время богослужений Великой субботы на утрени совершается крестный ход с пением погребального песнопения «Святый Боже…». Святая плащаница обносится вокруг храма. Сын Божий, «через Которого все начало быть», лежит во Гробе как мертвый человек, в то же время спасая мир и отверзая гробницы.
Утром в субботу служится вечерня с Литургией Василия Великого, одна из самых глубоких по содержанию служб года. На богослужении читаются пятнадцать паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом. По окончании Литургии освящаются куличи, пасхи и яйца.
Поздним вечером того же дня совершается Полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце Полунощницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма через Царские врата в алтарь и кладут ее на престол. Она остается здесь до праздника Вознесения Господня в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Это чудо совершается ежегодно в Иерусалиме накануне Пасхи Христовой. Самое раннее упоминание о схождении Благодатного огня относится к IV веку. Торжественное богослужение накануне схождения Благодатного огня начинается с раннего утра и имеет определенное чинопоследование. Кувуклию, небольшую мраморную часовню, сооруженную над Гробом Господним осматривают и опечатывают. В Храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга, и громко восклицая: «Нет веры, кроме веры Православной. Христос – истинный Бог», просят Бога даровать верующим Благодатный огонь. Несомненно, Спаситель приемлет и такую по-детски несдержанную, наивную, но искреннюю молитву.
В полдень над Иерусалимской Патриархией, расположенной неподалеку от Храма Гроба Господня, начинается крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. Внутрь вносят большую лампаду, в которой должен возгореться Благодатный огонь, и 33 свечи по числу лет земной жизни Спасителя. В кувуклию входит иерусалимский Патриарх в одном подризнике в знак того, что он не проносит с собой каких-либо предметов способных зажечь Огонь. Вход в часовню опечатывают, наступает напряженная тишина, верующие ждут чуда появления Благодатного огня. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов. И вот чудо совершилось, огонь разносится по всему храму. Благодатный огонь обладает необъяснимыми свойствами, первое время около десяти минут он совершенно не жжёт. Можно видеть как верующие буквально умываются, водят им по лицу, по рукам и он не наносит никакого вреда, он не опаляет даже волосы.
Христиан из разных стран переносят Благодатный огонь на родину. В Россию его доставляют самолетом и привозят в Храм Христа Спасителя, а из Москвы Огонь развозится по монастырям и храмам страны. Тайна Великой Субботы – это тайна не только Воскресения Господа Иисуса Христа, но и всего человечества. День Великой субботы – образ ожидания всеобщего воскресения мертвых и жизни будущего века.
Подготовил диакон Дмитрий АЛИКИН