Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Рядом с нами уже долгое время живут настоящие примеры крепкой, горячей веры – люди, которые всю свою жизнь посвятили тому, чтобы огонек Православной веры всегда светил потомкам, освящая их дни, чтобы и через много лет у любого жаждущего покоя и Истины была возможность посетить храм Божий. Но, к сожалению, многие из тех, кто отстаивал Церковь Небесную на земле, остались в забытьи – мы не знаем их имен, биографии, их тяжелых подвигов в созидании храмов и монастырей, но Господь помнит всех и воздает многими благами в Своих Небесных обителях.
Но те, кто жив и здоров, не должен оставаться неизвестным, ведь, благодаря им, мы имеем такую чудесную возможность приходить в храм Божий, молиться, приступать к Таинствам, где, кажется, Бог совсем близко и слышит каждое воздыхание.
В 1937 году, кажущемся сейчас таким далеким, закрыли половину храмов на территории России, в том числе и Свято-Вознесенский собор, являющийся ныне архитектурным памятником XIX века. Его стены долго не слышали молитв, и только в 1989 году начались работы по восстановлению храма. Одной из тех многих людей, стоявших у истоков восстановления собора, была Нина Александровна Князева. Недавно, в один из зимних дней мы встретились с ней в храме и поговорили о времени возрождения прихода Свято-Вознесенского собора. Она с удовольствием рассказала о событиях, свидетельницей и участницей которых была.
В 1981 году в Набережные Челны был направлен священник из Ижевска – протоиерей Александр Алексеевич Кормышаков, сыгравший большую роль в жизни Нины Александровны и ее семьи. Тогда она еще работала на заводе, но вот однажды батюшка предложил ей стать заведующей складом. Женщина пообещала подумать, а при новой встрече сказала, что она не подойдет, потому что все время на работе, а храму нужно отдавать все свои силы и время. На что отец Александр ответил, что тогда ему придется ставить на эту должность свою матушку. «Я это как услышала, прямо испугалась! Матушку! Да у нее же дети! Что Вы, батюшка, говорю, я согласна!», – вспоминает Нина Александровна.
Женщина так же поведала, как исцелился ее сын, прислуживавший тогда в алтаре. У мальчика был псориаз – хроническое, неизлечимое заболевание, и отец Александр благословил приходить каждый день на молебен и слушать Евангелие. Ежедневно, на протяжении 12 дней, мама и сын приходили в храм, где над мальчиком батюшка читал Евангелие и молился. Ребенок, по воле Божией, выздоровел, а врачи удивлялись и спрашивали, в каком он санатории отдыхал. «А я говорю: никаких санаториев, только Боровецкая церковь», – улыбается Нина Александровна.
Об отце Александре у женщины остались только добрые, светлые воспоминания. «Храм был пуст, когда его там не было, – говорит она, – он был словно Солнышко, всегда светлый и радостный».
Вокруг батюшки образовалась крепкая община неравнодушных людей, которые всеми силами добивались открытия храма, а после разрешения властей, начали трудиться над его восстановлением. «Помню венчание, в только-только открытом соборе, – вспоминает Нина Александровна. – Стены были еще белыми, работы предстояло еще много, но все старались, помогали, кто чем мог. Кто-то доски с дачи привозил, говорили, что лучше пусть у нас дачи не будет, главное, чтобы храм стоял».
Сейчас Нина Князева живет в Удмуртии, где помогает в строительстве храма, обустройстве молельного дома и чудотворного источника, где многие люди получают исцеление глазных болезней. «Сама я ничего не могу, Господь дал мне организационные способности, могу только собрать людей. С Божьей помощью мы восстановили храм, построили часовню, сейчас в Удмуртии начинаем строительство церкви. Слава Богу!», – говорит Нина Александровна. Интересно, что помогает она воссозданию духовной жизни на родине любимого батюшки – отца Александра Кормышакова.
Вот какие люди жили тогда в Челнах – трудящиеся для родного прихода, прилагая все силы, благодаря которым в нашем городе открываются все новые храмы и возрождается Православие, понемногу, шаг за шагом воскресает утраченная за годы Советской власти вера и духовность. Но большая роль, конечно же, принадлежит и настоятелю – митрофорному протоиерею Александру Кормышакову, на жизнь которого выпали тяжелые годы гонений на Церковь Христову от безбожной советской власти, но, несмотря на это, он все же смог сохранить веру в себе, в своих прихожанах и быть достойным пастырем Православной Церкви. Батюшка оставил в памяти людей только добрые, светлые воспоминания, а, значит, навсегда останется живым в сердцах тех, кто его любит. Вечная память!
Евгения БАЛЬСУНОВА