Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Интервью с настоятелем Свято-Авраамиевского храма протоиереем Владимиром Головиным
– Что для Вас значит Великий пост?
– Великий пост сразу настраивает на совершенно особый период времени. Структура богослужения совершенно иная. Пост сам по себе – ограничение в пище. Отсутствие каких-либо развлекательных вещей, шоу, например. Обилие молитв с коленопреклонениями. Всё это выражает внутреннюю суть Великого поста. В первую очередь, конечно же, это покаяние, ежегодное покаянное время, время тотальной исповеди. Генеральная исповедь с жёстким перетрясанием памяти за год прошедший, внутренняя переоценка себя, внутренняя ревизия. Вот главная характеристика Великого поста для меня. А отсюда и та лёгкость, радость и чистота в душе, которые приносит покаяние.
Ну, а потом ещё в Великом посте есть нечто такое, что хорошо описывает случай из жизни. В третий год моего служения в храме к нам пришли работать три человека. Наступил Великий пост, они, как обычно, пришли в храм и первое, с чем столкнулись, это звон колокола. Звучал не обычный праздничный трезвон, а погребальный – в один колокол. Заглянули в церковь и увидели, что всё в чёрном. Они это увидели, подошли ко мне: «Батюшка, у вас горе, беда какая-то? Кто-то помер что ли?» Я сказал: «Да, помер. Это 40 дней будут происходить похороны и оплакивание нас, как мы живые себя в гробы кладём и в ад идём. Это будет 40 дней непрестанного плача покаяния о наших загубленных душах, о нашем безумии». В храме и облачение священническое и народ – все в чёрном. И в душе устроение правильное – первая ступень покаяния в видении своей черноты, темноты, грязи духовной.
Есть и другие вещи, как бы не главные. Это пение совершенно другое, соответствующее духовному устроению, пища... Великий пост наступает после Прощёного воскресенья, после того, как у всех попросишь прощения. А у меня своя особенность: ко мне люди подходят прощения просить, и я у них прошу прощения. 200 раз поклонишься – опустишься на колени, да поднимешься, – а в понедельник приходишь на службу: всё болит после поклонов этих воскресных. Для меня это как стимулятор духовный: легко было друг у дружки прощенья-то просить, а теперь у Бога надо просить, да не словами, а делами… Никого не раздражать и никому зла не приносить будет тяжелее, чем делать поклоны в понедельник на ослабленных ногах после поклонов в Прощёное воскресенье.
– Что спасительное для души Вы делаете в Великий пост, чего не делаете обычно в другое время?
– Для кого-то больше благодати приносит молитва, для кого-то – милостыня, для кого-то – паломничество. Я стремлюсь читать духовные книги. Часто приходится читать то, что нужно для жизни церковной о проповеди, о миссионерском, социальном, молодёжном служениях. Но Великим постом всё это я откладываю и беру только то, от чего душа, как на крыльях летает. Как мёд пьёшь, читая Священное Писание или труды святых отцов. Обычно что-нибудь из Ветхого Завета, а из творений святых отцов у меня есть несколько любимых, которые я читаю не столько для того, чтобы обновить в себе память о том, что написано, а чтобы насладиться глубиной духа: как эти святые говорили, какую глубину несли в себе. Коснуться её, просто чтобы замереть в восторге… Одна из этих книг – «Древний патерик». В нём читаю про авву Аммона, авву Арсения Великого и других. Об их подвигах, кратких изречениях. Читаю – и как будто в древнем Египте оказываюсь вместе с этими великими столпами огня молитвенного и огня веры.
–Был ли у Вас Великий пост, который перевернул Вашу жизнь?
–Да, такое было. Мой самый первый такой пост, который перевернул нутро, когда я поступил в семинарию. Там настоящая Исповедь была, когда каждый подходит кается в грехах, в отличие от той «исповеди», к которой я привык, живя на родине – в Ульяновске, где просто называл своё имя, и меня накрывали епитрахилью. Я вдруг понял, что мне, чтобы причаститься, придётся каяться. Покаяться нужно во всём. Но были грехи, которые мне было стыдно вспомнить самому перед собой, не только перед Богом. И стыдно и позорно, хотелось забыть их, чтобы их не было, но они были. Я тогда не смог пойти на Исповедь, а значит, не причащался. С сентября – начала учебного года до Великого поста я не причащался. А в Лавре тогда был иеродиакон некий – отец Агафон Бобров, земляк. Как-то вечером я гулял по Лавре и встретился с ним. Наша беседа коснулась подготовки к Причащению.
– Готовишься, наверно?
– Батюшка, нет
– Почему?
–Ну вот, исповедоваться надо, а у меня есть такие грехи…
– Так для того и есть Исповедь, чтоб душу очистить от этой грязи, чтоб возродиться, чтоб получить силу и жить по-другому, чтобы больше таких поступков не делать.
Мне пришлось пообещать ему, что пойду на Исповедь, но этого не произошло. И при следующей нашей встрече он спросил:
– Ну что, был на Исповеди, причастился?
– Ой, нет…
– Что это такое? Ты на священника учишься, тебе других учить, тебе причащать, каждый раз служить. Ты православный человек. Тебе стыдно за грехи свои. Вот и хорошо, пускай жжёт позор, пускай под ногами земля горит, чтобы потом только от одной мысли о грехе тошнило, чтоб бежать от греха сломя голову!
И он так меня настроил, что мне пришлось идти на Исповедь. Подготовился я серьёзно. Пошёл на монастырскую всенощную. У меня страх был, мне было стыдно перед Богом, особенно стыдно было перед священником. После службы началась общая Исповедь, потом пришли духовники и я встал в дверях и смотрю – где самая большая очередь? К игумену Косме всех больше народу было. Я так рассудил: людей не обмануть, люди знают, у кого Исповедь более спасительна, к тому больше и идут. Я встал там, где спасительно. Служба началась в пять, а закончилась в девять часов вечера. В четыре часа утра подошла моя очередь. Я был последним, и уже все ушли. С внутренним большим раскаянием подошёл исповедоваться. Опустившись на колени, начал выдавливать все свои грехи. Вдруг я открыл глаза, а батюшка смотрит прямо на меня и в таком ужасе говорит:
– Как же ты мог в таком возрасте столько грехов набрать?!
Я готов был сквозь землю провалиться от стыда, но решил, что должен говорить до конца и покаялся во всём, всю грязь с себя смыл. Когда он читал молитву прощения надо мной, то сделал это настолько с душою, что я в сердце это почувствовал. Я покаялся и пошёл на неразгибающихся ногах сразу на раннюю Литургию. Началась служба, и было странно – всю ночь не спал, но я, как будто стал другим, я себя не узнавал, мне было легко стоять, душа пела, и я подошёл к Чаше, причастился. Меня потрясло, что вкус Причастия был особенный, а причащался я не раз с детских пор. Потом я нашёл в духовных книгах, что, когда человек в искреннем раскаянии, Дух Святой нисходит и благодать, и даже вкусовые качества Причастия совершенно иные. Я вышел из храма, иду тихонько, а уже птички щебечут, солнышко светит, колокола звонят, народ к поздней Литургии празднично одетый идёт. А я иду и ловлю себя на том, что мне не просто хорошо, а блаженство райское на душе: такая чистота, такая возвышенность, такая радость, и всё это в каком-то тихом-тихом устроении… В этот момент почувствовал, что как хорошо умереть бы сейчас... Душа не сомневалась: если вот сейчас, то в рай с чистотой. После такой Исповеди и Причастия, у меня перевернулась вся жизнь, я стал по-другому молиться, по-другому читать духовные книги, по-другому жить, по-другому общаться. Не святая жизнь и чистая осталась, а память этой чистоты и жажда этой чистоты. Уйти в вечность к Господу чистым, примирённым с Ним и родным для Него – эта жажда осталась на всю жизнь после этого Великого поста, этой Исповеди.
– Что самое главное для православного христианина на Страстной седмице? Как нужно переживать эти дни?
– Страстная седмица не вся ровная, богослужение меняется в Среду вечером. Великий пост, собственно, заканчивается и наступает пик Пасхи страданий – Четверг, Пятница, Суббота. На Руси традиции были такие, что скотинку к Пасхе заколоть старались до Среды. И другие приготовления сделать именно до Среды. А уж на Четверг, Пятницу и Субботу вообще не оставляли суетных дел, всё сводили до необходимого минимума и только ходили на службу в церковь. Иисус Христос после Тайной Вечери сказал слова: «… душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 28:38). Наш народ очень чуткий на это слово Христово оказался в церкви святой и был со Христом. Если знать Устав церковный, то, например, обычная служба, которая попадает на Страстную седмицу, не совершается. Даже Псалтирь закрывается, читается Евангелие вместо Неусыпаемой псалтири. Церковь как бы немеет, не в силах двигаться, не думает, не рассуждает при виде умирающего Бога… Мы понимаем, если бы не мои грехи, мои лично, Ему было бы полегче. Господь страдал за то, что было до Него на этой земле, при Нём и после Него. Обливаясь кровью, вися на гвоздях на Кресте, Он сквозь толщу веков видел нас: и внешние наши дела, и внутреннее наше нутро. И тем не менее Господь идёт на смерть, идёт на муку, ради нас, подлецов, ради людей, которые будут только другие формы распятия Его измышлять из поколения в поколение – вот это только умом думать, сердцем пережить (не говорю молитвами духовными) – это мороз по коже… Как же нужно любить?.. Господь знает, что на мне клейма ставить негде, и всё равно идёт на смерть, душой в ад нисходит…
Если быть внимательным и в эти дни вникать в то, что в церкви читается и поётся, то там есть слова: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» Как мог ты стать предателем Спасителя, Иуда? Я каждый раз, слыша эти слова, понимаю, что поётся это для меня. Церковь обо мне говорит: иуда новоявленный. Я в эти дни слышу своё имя настоящее. Тут невольно получится всё оставить, тут жить не захочешь, не то, что к Пасхе готовить занавески, яйца, куличи. Да пропади всё пропадом, да разве в этом суть-то? Этого разве душа-то просит? Душа просит настоящей чистоты в день Воскресения Христова. Вместе с народом Божиим встречать Пасху и говорить: Воскрес Христос! Не потому что так надо говорить, а потому что действительно во мне зажёгся огонёк Воскресения, что этим постом во мне хоть что-то доброе проснулось и начало воскресать в душе…
Подготовил иерей Алексий АХМЕТЗЯНОВ