Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

25 Октября 2012

Автор: Анастасия Коскелло

Опубликовано 18 октября 2012 года

Статья Ежедневного интернет-СМИ "Православие и мир"

18 октября (5 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). Он принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. 18 октября 1959 года он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград).

«За грехи»

8 июня 1949 года во время богослужения в Никольскую церковь г. Мелекесса Ульяновской области вошли люди в штатском — сотрудники госбезопасности. Не дожидаясь конца службы, они арестовали настоятеля храма, архимандрита Гавриила.

В насмешку сотрудники ГБ посадили 60-летнего отца Гавриила на автомашину с углем и так повезли в отделение милиции. Многие прихожане бежали за машиной со слезами. Когда машина подъехала к отделению, отец Гавриил был весь черный от угольной пыли. К нему подбежали верующие, одна прихожанка спросила: «Отец Гавриил, за что Вас так?» — «За грехи, люди нашлись и написали клевету. Последний мой суд будет». Священник слез с машины, люди захотели подойти к нему под благословение, но милиция не позволила.

Обвинение гласило, что архимандрит Гавриил является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и советского правительства, среди верующих на протяжении ряда лет проводит антисоветскую пропаганду. Возглавляемую им мелекесскую церковь превратил в духовную школу, в которой в праздничные и воскресные дни после церковной службы с верующими проводил собеседования, беседы по изучению молитв, привлекал к церкви молодежь и детей школьного возраста.

В одной из проповедей сказал: «Родители, чтобы не допустить детей к неповиновению, нужно им всегда внушать слово Божие. Утром встанет дитя — заставить его молиться, приучать к страху Божию, тогда дети будут расти послушными». Игнорировал марксистско-ленинские науки. Во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского.

Иван из Самодуровки

Иван Иванович Игошкин был крестьянского происхождения. Он родился в селе Самодуровка (ныне — Сосновка) Пензенской губернии, с детства был привычен к сельскохозяйственному труду. В подростковом возрасте принял решение о монашестве.

В 16 лет, окончив двухклассное духовное училище, поступил послушником в Жадовскую Казанско-Богородицкую пустынь (мужской монастырь, основанный в 1698 году на реке Самородка, рядом с селом Жадовка, Симбирская губерния).

Вскоре был призван в царскую армию, и с 1909 по 1913 году служил в крепостной артиллерии г. Ковно в должности певчего при Петро-Павловском военном соборе. С началом Первой Мировой войны, в 1914-м, был мобилизован, служил псаломщиком и делопроизводителем при военном госпитале. В конце 1917 года был демобилизован по болезни, вернулся к родителям в Самодуровку, помогал им вести хозяйство, служил псаломщиком в сельском храме.

Отец Иоанн

В январе 1921 года, несмотря на разгар антирелигиозной кампании в стране, Иван принимает священный сан. Епископом Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским) он был рукоположен во диакона и начал служить в Троицком храме г. Покровска (в настоящее время это г. Энгельс Саратовской области). На следующий год состоялась иерейская хиротония.

Когда митрополит Тихон в 1922 году переехал в Москву, отец Иоанн поехал с ним. В Москве он в течение шести лет (1922–28) служил в Покровском соборе легендарной Марфо-Мариинской обители.

Переезд отца Иоанна в Москву совпал по времени с обновленческим расколом в Русской Церкви. О. Иоанн решительно отверг обновленчество и остался верным патриарху Тихону. После кончины патриарха Тихона о. Иоанн признал митрополита Сергия (Страгородского) как местоблюстителя патриаршего престола, считая необходимой централизованную власть в Церкви.

Свою позицию он объяснял следующим образом: «Наше пастырское дело — служить Господу, исполняя свой долг, а не заниматься церковной политикой и осуждением архиереев». В личном архиве отца Иоанна сохранилась справка о том, что он «находится в общении с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием и в священнослужении не запрещен», подписанная архиепископом Питиримом (Крыловым).

Дружба новомучеников

В 1926 году Марфо-Мариинская обитель была ликвидирована властями, все 111 сестер во главе с матушкой Валентиной (Гордеевой) были арестованы и сосланы в разные конца страны. 18 из них были отправлены в Туркестан. Там в июле 1926 года они встретились с новомученицей Татьяной Николаевной Гримблит, также сосланной в Среднюю Азию. Для Татьяны Николаевны это был уже третий срок. Как и прежде, она отбывала наказание за помощь заключенному духовенству.

От сестер обители Татьяна Николаевна узнала об отце Иоанне, о его духовных дарах. Когда в декабре 1927 года ее выпустили из заключения, она направилась в столицу, чтобы познакомиться с батюшкой. По прибытии в Москву, она пришла в Покровский собор, который после закрытия Марфо-Мариинской обители стал приходским, и передала отцу Иоанну поклон от заключенных сестер. Так они познакомились, между ними завязалась тесная духовная дружба. Вместе они организовывали помощь ссыльным и заключенным, поддерживали семьи пострадавших за веру.

Гавриил — «крепость Божия»

В 1928 году Покровский собор был закрыт властями и превращен в кинотеатр. Перед закрытием храма, 28 августа 1928 года, безбожники выносили из церкви святые иконы в дорогих ризах с камнями, ризы снимали, а иконы кололи и сжигали. Воспоминание об этой ужасающей картине отец Иоанн пронес через всю жизнь, — своим духовным чадам он рассказывал о произошедшем со слезами на глазах.

После закрытия Покровского храма отец Иоанн вместе с последним настоятелем этой церкви о. Вениамином Воронцовым (впоследствии митрополит Лениградский и Ладожский Елевферий) перешел служить в храм святителя Николая в Пыжах, расположенный неподалеку от Марфо-Мариинской обители. В ночь с 28 на 29 октября 1929 года отец Вениамин был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключен в Бутырскую тюрьму, а позднее отправлен в лагерь. Пост настоятеля Никольского храма принял отец Иоанн, он занимал его вплоть до 1934 года.

В 1929 году отец Иоанн принял монашество с именем Гавриил, что означает «крепость Божия», через год был возведен в сан игумена. Жизненный путь отца Гавриила сложился в соответствии с именем — он претерпел множество испытаний и мытарств, но не отказался от служения Господу.

В 1931 году игумен Гавриил был арестован за «систематическую антисоветскую деятельность». Вместе с ним (уже в четвертый раз) была арестована и Татьяна Николаевна Гримблит. Каждый из них был осужден на три года лагерей.

На следствии отец Гавриил утверждал:«Против власти среди прихожан агитации я не вел. Я всегда говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом, поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил положение верующих». Отца Гавриила подвергали многим изнурительным допросам.

Впоследствии сам он в своей книге «О загробной жизни» вспоминал об этом:«Мы, христиане, и в особенности священнослужители, были беззащитны, судили нас, как хотели, предъявляя чудовищные обвинения в нелепых преступлениях. Искать справедливости, доказывать свою невиновность, добиваться защиты было делом немыслимым. Мы могли только страдать и терпеть. Сами допросы были ничем иным, как изощренными пытками и издевательствами над личностью допрашиваемого и необузданным кощунством над Богом и всем святым…».

Отцу Гавриилу обещали свободу, если он откажется от священнического сана, избивали на допросах, но он был непоколебим. Виновным себя не признал. Срок он отбывал в Вишерском лагере Екатеринбургской области. Его соседями по баракам были другие заключенные священнослужители — епископ Омский Антоний (Миловидов), протоиерей Глеб Коптягин, иеромонах Нектарий (Григорьев, впоследствии митрополит).

В Вишлаге отец Гавриил пробыл до 29 июня 1932 года, после чего по состоянию здоровья был освобожден досрочно и выслан в город Ростов Ярославской области под наблюдение местного отдела ОГПУ, а через полтора месяца отправлен в город Владимир отбывать оставшийся срок ссылки — до декабря 1933 года.

Прощание с братом

Во Владимире отец Гавриил неожиданно встретился со своим младшим братом Афанасием и его семьей. Родственники отца Гавриила проживали в г. Покровске (Энгельсе). Афанасий служил там сторожем в церкви Вознесения Господня.

Встреча отца Гавриила с братом, как оказалось, была последней. Племянница отца Гавриила Зинаида Афанасьевна Игошкина († 2001), вспоминала: «Шел 1933 год. В Поволжье был сильнейший голод, вымирали целые семьи. Мне было 8 лет, когда я от постоянного недоедания сильно заболела. На меня было страшно смотреть: одни кости и большой живот. Чтоб спасти мне жизнь и избежать ареста, папа (брат отца Гавриила — Афанасий Игошкин) решил поехать в Москву к батюшке Гавриилу.

В Москве нас встретила духовная дочь батюшки Мария Харитоновна Орлова. Она нам рассказала, что отец Гавриил находится в заключении, и приняла нас в свой дом. Меня устроила на лечение в больницу, и после моего выздоровления мы поехали с отцом в город Владимир, где отбывал батюшка ссылку. …Меня поразило, что больной, измученный концлагерной жизнью отец Гавриил спал на кирпичах, и сверху одна простыня.

Долго жить во Владимире нам не пришлось, ведь батюшка снимал квартиру и был под наблюдением ОГПУ. Папа с батюшкой Гавриилом очень подолгу беседовали и молились. Отец Гавриил учил папу: „Что б ни случилось с тобой — гонения, аресты и даже угрозы расстрела — нужно оставаться верным вере Христовой, и даже жизнь свою отдать за Христа“. Перед отъездом мы с папой получили благословение архимандрита Вениамина и батюшки Гавриила. Это была последняя встреча папы с любимым братом. В 1938 году папу обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли».

Арест за арестом

По окончании срока отец Гавриил вернулся в Москву, продолжил служение в храме святителя Николая в Пыжах, был возведен в сан архимандрита. В 1934 году Никольский храм захватили обновленцы. Отец Гавриил перешел в храм Воскресения Христова в Кадашах. Там, 19 августа 1934 года, в праздник Преображения Господня, во время торжественной службы его, вместе с девятью другими священниками, вновь арестовали.

Архимандрит Гавриил был обвинен в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической группировке». 3 октября того же года его освободили «за недоказанностью вины». Московский храм, в котором служил отец Гавриил, был опять закрыт — и он перешел в Покровскую церковь села Звягино Пушкинского района Московской области.

Несмотря на дальность расстояний, московские прихожане отца Гавриила ездили к своему духовному отцу в Звягино. В 1936 году комсомольцы сожгли храм в Звягино — тогда отец Гавриил переехал служить в храм Сошествия Святого Духа города Пушкино.

4 ноября 1936 года во время богослужения на праздник в честь иконы Казанской Божией Матери отца Гавриила вновь арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Содержался отец Гавриил в Бутырском изоляторе, где на многочасовых допросах спрашивали о священнике Вениамине Воронцове, с которым он служил пять лет в Марфо-Мариинской обители.

Стремясь никому не навредить, на вопросы отец Гавриил отвечал уклончиво: «Я с ним не поддерживаю связи». Задавали вопросы и о других священниках и руководителях Марфо-Мариинской обители, в частности о великой княгине Елизавете Федоровне. На все вопросы он отвечал: «Ничего не знаю и общаюсь только с теми людьми, что касается службы в церкви».

В день Рождества Христова — 7 января 1937 года — отцу Гавриилу предъявили обвинительное заключение. За участие в «контрреволюционной группе» он был приговорен к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отца Гавриила отправили этапом в город Чибью (ныне — г. Ухта) в область Коми, в печально известный Ухтпечлаг.

Однажды в Ухтпечлаге отец Гавриил с соседями по бараку тайно праздновали Христово Воскресение: «Ночью мною было тайно отслужено Пасхальное богослужение, — писал в своих воспоминаниях сам отец Гавриил, — все присутствующие причастились Святых Христовых Таин. Праздник Светлого Христова Воскресенья, Пасха — самый большой и главный для православных. Духовные чада постарались сделать передачку с продуктами, которыми и разговелись. Всем казалось, что все сделано тайно и начальство ничего не узнает.

Утром вызвал меня начальники грозно приказал… мести лагерный двор. — „Товарищ начальник, сегодня великий праздник Пасхи, нарушать его не буду“… Тогда начальник вызвал надзирателя, который,… обрив наголо мне голову и сбрив бороду, отпустил с насмешкой: „Вот тебе, поп, и Святая Пасха!“

На душе была такая скорбь. Но я сразу вспомнил слова, произнесенные распятым на Кресте Спасителем мира:„Отче, прости им, ибо не знают, что делают“. Поблагодарил Господа, что Он в такой день сподобил пострадать за Его святое Имя и запев: „Христос воскресе из мертвых…“, — пошел в свой барак».

«Враг народа»

Срок заключения закончился в конце 1941 года, но в связи с войной отец Гавриил был освобожден только в июле 1942-го. После освобождения работал в этом лагере до октября 1942 года. В октябре 1942 года он уехал в город Кузнецк Пензенской области к своей сестре Пелагее. Прожив у сестры около месяца, он решил идти пешком в Ульяновск (быв. Симбирск), чтобы получить назначение на службу, так как туда было эвакуировано руководство Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Страгородским).

Однако в Ульяновске отцу Гавриилу — «врагу народа» — служить не разрешили. Тогда он отправился к известному в то время блаженному старцу Василию Струеву, проживавшему в селе Копышовка Тагайского (ныне — Майнского) района Ульяновской области, чтобы получить от него благословение, как и где ему жить. В дороге он заболел, и старец Василий благословил пожить ему в двух километрах от него в селе Базарный Урень у двух верующих старушек, Матрены и Анны Беляковых.

Сестры не побоялись принять в своем доме «врага народа». Как могли, они подкормили и подлечили отца Гавриила. Отец Гавриил прожил у них до мая 1946 года, тайно служил в их доме Божественную литургию, исповедовал, причащал, совершал требы. Много раз он посещал и старца Василия в Копышовке, подолгу они вели духовные беседы. В доме у блаженного отец Гавриил также тайно служил литургию.

В 1946 году прошение отца Гавриила о месте служения было, наконец, удовлетворено — епископ Ульяновский и Мелекесский Софроний назначил его настоятелем храма в Ульяновске. Однако местный уполномоченный по делам религий, видя, как популярен в народе батюшка, отказал ему в регистрации в Ульяновске. Тогда отец Гавриил был назначен настоятелем Никольской церкви г. Мелекесс (с 1972 года — Дмитровград).

Но и там долго служить ему было не суждено. На этот раз формальным поводом для ареста стал донос брата во Христе — приходского регента Костина.

«Настроен я религиозно»

Во время своего последнего суда в 1949 году во поводу «антисоветской настроенности и агитации» отец Гавриил ответил: «Настроен я религиозно, я человек верующий, антисоветской агитацией никогда не занимался. Нигде и никто не слышал от меня враждебных слов в адрес советской власти и ее вождей. Сборищ не собирал, проповеди говорил только в церкви, призывал верующих к честному труду и исполнению своих гражданских обязанностей, заботе о семье и быть полезным членом общества и государства».

На обвинение в том, что он игнорирует науку, отец Гавриил ответил: «Это неправда, науку я люблю и всю жизнь учусь и другим советую учиться, ибо учение — свет, а неучение — тьма. Наука облагораживает человека и облегчает ему жизнь. Пред людьми науки я преклоняюсь и превозношу их имена, труды и открытия. О сотворении на земле жизни и человека говорил, как написано в Святом Писании, по-другому и не мог сказать… Проповеди произносились в строго церковном духе, ни в какой мере не касался политики. А остальное, что говорят так называемые свидетели, это клевета».

29 декабря 1949 года областной суд приговорил 60-летнего отца Гавриила к 10 годам лишения свободы. Этапом в товарном вагоне в лютую январскую стужу престарелый больной священник был отправлен в лагерь в город Мариинск Кемеровской области. По прибытии в лагерь его поселили в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты. Несмотря на преклонный возраст и болезни, он был вынужден трудиться на тяжелых работах наравне с молодыми.

В Мариинский лагерь отцу Гавриилу приходило много посылок от духовных чад с продуктами, которыми он всегда щедро делился с соседями по бараку. Лагерное начальство шутило: «Иван Иванович, для вас только почта и работает».

Отца Гавриила полюбили не только заключенные, но и надзиратели. Порой они приходили в его барак, чтоб послушать наставления и беседы. Начальник лагеря относился к отцу Гавриилу с большим уважением. Однажды у него тяжело заболела жена, ни один врач не мог ей помочь. И тогда он стал просить отца Гавриила, чтоб он полечил жену. Отец Гавриил отказывался, утверждая, что он не врач и может только молиться о болящей. «А я это и прошу вас», — сказал начальник и пригласил отца Гавриила к себе домой.

По молитвам отца Гавриила жена начальника лагеря получила полное исцеление. Тогда начальник в благодарность стал хлопотать о досрочном освобождении отца Гавриила. 3 октября 1954 года состоялось заседание Кемеровского областного суда, на котором было вынесено определение о досрочном освобождении отца Гавриила по болезни. Священник был освобожден из-под стражи 23 октября, отбыв ровно половину срока.

«Молиться за своих врагов»

По освобождении отец Гавриил отправился в Мелекесс — как он сам говорил, «молиться за своих врагов». Возвратившись из лагеря, он был очень слаб здоровьем, уже не мог служить в храме и совершал литургию на дому. В доме практические всегда были гости — духовные чада отца Гавриила со всех концов страны.

Трижды судимый, отец Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности семнадцать с половиной лет, но никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. Он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных, что испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».

В июне 1956 года отец Гавриил совершил последнюю поездку на родину — в Пензенскую область. Обошел пешком села Сыреси, Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим, где проживали его родные, в их домах служил Божественную литургию, крестил младенцев. Совершил последнюю панихиду на могиле родителей, похороненных в селе Сыреси.

По возвращении в Мелекесс отец Гавриил стал слабеть с каждым днем. Кончина его была мирной и поистине христианской. 18 октября 1959 года, предчувствуя конец земной жизни, он попросил духовных чад прочесть над ним «Канон при разлучении души от тела». Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и тихо заснул. Сначала думали, что спит, но пульс уже не бился — умер.

Память

Архимандрит Гавриил (Игошкин) — редкий представитель сонма новомучеников и исповедников Российских, в отношении которого имеет место действительно народное почитание. В разных городах России еще живы духовные дети отца Гавриила, которые передают потомкам память о нем. В храмах, где служил отец Гавриил, написаны его иконы, служатся акафисты преподобноисповеднику Гавриилу.

Мощи преподобноисповедника Гавриила находятся в Никольском соборе г. Дмитровграда; поток паломников, желающих им поклониться, не иссякает.

В 2004 году на родине архимандрита Гавриила (Игошкина) в деревне Сосновка (быв. Самодуровка) Пензенской области был построен деревянный храм, освященный во имя преподобноисповедника Гавриила. Инициатором строительства выступила жительница г. Ульяновска (быв. Симбирск) Людмила Владимировна Куликова. Здание стоит на том самом месте, где некогда стоял родительский дом архимандрита Гавриила. Рядом с храмом поставлен памятный крест святому.

Недавно Людмилой Кулаковой была выпущена книга «Угодник Божий Гавриил, архимандрит Мелекесский». В январе 2012 года состоялась ее презентация в Москве, в Марфо-Мариинской обители — одном из мест служения архимандрита Гавриила.

Помимо биографии преподобноисповедника Гавриила, в книгу вошли тексты его писем и проповедей, уникальные фотографии, а также повести пера отца Гавриила — «Четвертый Волхв» и «Животворящее имя Господне».