Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

8 Апреля 2011

7 апреля Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл отслужил Божественную Литургию в Благовещенском храме г.Симбирска.

День праздника выпал на будни, но уже на ранней Литургии только причастников в престольном храме было более ста. На самой архиерейской Литургии причастилось еще больше.

Благовещение Пресвятой Богородицы пресветлый двунадесятый праздник во дни Великого Поста.

Праздник, который ждут все верующие с особенным предчувствием приближения Святой Пасхи. Совсем немного денечков осталось до самого желанного и великого нашего праздника праздников. И чем меньше этих дней остается, тем с большим чувством ответственности хочется их прожить, не оскверняя своей души и не омрачая своего сердца.

Архиепископ Прокл совершил диаконскую хиротонию монаха Жадовского монастыря Романа, прослужившего в обители шесть лет.

Владыка был очень радушный в этот день, и по-отечески обратился ко всем, разделившим с нами радость праздника:

«Этот знаменательный праздник, прежде всего, говорит нам о том, что мы должны любить Бога, любить Его слово, Святое Писание. Чтобы Господь избавил нас от междоусобной брани, от нашествия инополеменников, жить под мирным небом. Ближний Восток охвачен пламенем войн, революций и восстаний. чтобы у нас не было подобных коллизий нужно обязательно иметь веру, обращаться к Богу.

Просить Господа, чтобы Он даровал нам благословенный мир, избавил нас от тяжких бедствий, помог нам прожить жизнь мирную, наполнил наши сердца верою. Скорбей у нас всех хватает. А мы, вместо того, чтобы молиться и трудиться во Славу Божию, пляшем и думаем: «Япония и Восток далеко, у нас полное благоденствие!» Поэтому, дай Бог, чтобы мы старались жить в мире, взаимопонимании и любви. Милость Божия будет простираться к нам только тогда, когда мы эту милость Божию будем призывать. Когда будем просить у Господа Его помощи, надеться не свои человеческие силы, или на помощь из-за океана… Сегодня мы должны всё иметь своё. Как это было раньше в России, когда мы сами продавали хлеб за границу, а сегодня разорилось наше сельское хозяйство, а как мы будем жить дальше?

Наступает весна, мы с вами шествуем по пути спасения, принося Господу покаяние в дни Великого Поста. Просим Его, чтобы обновил Он нашу душу, чтобы мы достойным образом встретили Его Светлое Воскресение. Чтобы Господь даровал нам благие дожди, и добрый урожай на нашей земле, в нашей стране, Даже медицина сегодня говорит о том, что необходимо потреблять только то, что выращивается на своей земле. А мы, получая продукты извне, приобретаем вместе с ними не только чувство безмятежного чувства беззаботности и иждивенчества, мол: «заграница всем поможет», но и вдобавок ко всему: болезни и несчастья. Мы должны просить Господа, чтобы все произрастало и рождалось на своей родной земле, чтобы были во время дожди и снега и солнце, а Господь будет нам помогать, если мы будем иметь твердую веру.

Сегодняшний благодатный праздник, мы вспоминаем Матерь Божию, которая была устремлена к миру и радости духовной, и Господь соделал её таким благодатным сосудом, что прошло уже двадцать с лишним столетий, а заступница усердная помогает нам в наших обстоятельствах жизни.

Желаю вам крепкой веры ,чтобы Господь наш, чадолюбивый, долготерпеливый, многомилостивый, дал нам всё потребное для дела нашего спасения.

Живем мы вами сегодня во время скорбей и испытаний, когда люди последних времен не будут выполнять даже заповедей, а многие из людей даже не знают, что такое заповеди. И за это им будут посланы скорби и болезни, и как бы сегодня не философствовали: жизнь все равно идет не по плясанию, а по Писанию, хотим мы этого или не хотим. И только невнимательный человек не может не наблюдать этого. Дай Бог, чтобы Господь умножил всех вас верою, и чтобы эта благая весть была для всех вас радостной ясной и спасительной. Аминь».

И еще вспомнил Владыка о святом патриархе Московском Тихоне, день памяти которого сегодня чтит Святая Православная Церковь. Патриарх пал жертвой произвола и насилия маловерного безбожного века, в разгар исторической бури и революционного переворота. Новый Гермоген, Святой патриарх Тихон, по милости Божией, не знал страха перед палачами и убийцами: «опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что вы творите, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское…» Новомученик, исповедник, святой Патриарх Тихон, сделался отцом, радостью и утешением, духовным главой и символом русского народа: «К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти…»

Он скончался на Благовещение, тело Святейшего было перевезено в Донской монастырь. Отпевание совершали шестьдесят два архиерея, а народа было около миллиона. Обретение его святых мощей поразило даже неверующих, тело Святейшего открылось нетленным.

В своих словах архиепископ рассказал об истории жизни Пресвятой Богородицы, её воспитании в Иерусалимском храме, образовании и богоугодной жизни.

Из Предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причём, Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна - из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за своё неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы, Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая своё бесплодство, тогда явился им Ангел, и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить своё дитя Богу.

Через 9 месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Её Первосвященником, по откровению Божию, введена была в самое Святое Святых, совводя с Собой почивавшую на ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм (Кондак Введения. Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов). Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святом Святых, что, можно сказать, жила в нём (Стихиры Введения, на 'Господи воззвах' 2-я и на 'Славу и ныне'). Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли. (Сокращенно из св. Амвросия Медиоланского. О Приснодевстве Девы Марии).

Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Её от молитвы и внимания к Себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Её годы не позволяли Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Неё Всевышнего. 'Радуйся, благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий' (Лк. 1, 28-35).

Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. 'Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней' (Преп. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери). 'Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Её непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями.' (Преп. Ефрем Сирин. Слово на еретиков, 41). 'Вселился в Неё свет, омыл Её ум, чистыми соделал Её помыслы, уцеломудрил попечения Её, освятил девство Её' (Преп. Ефрем Сирин. Мария и Ева). 'Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно-чистой' (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).

Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Мариею от Духа Святаго (Мф. 1, 18-25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, придя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нём. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и 'слагала в сердце Своем' слова о величии Своего Сына (Лк. 2, 8-19). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Её душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все 'соблюдала в сердце Своем' (Лк. 2, 21-51).

Хотя и благодатная, Она ещё не вполне разумела, в чём будет состоять служение и величие Её Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей ещё близки, а естественные чувства заставляли Её заботиться о Нём, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12, 46-49). 'Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Её душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся' (Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 12). Мария уразумела это и, 'слышавши речь Божию, сохранила её' (Лк. 11, 27-28). Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос (Флп. 2, 5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась силою свыше (Лк. 24, 49). Сошедший на Неё Дух Святый 'Её научил всему' (Ин. 14, 26), и 'наставил на всяку истину' (Ин. 16, 13). Просвещённая, Она ещё ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Её Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.
Конец земной жизни Пресвятой Богородицы быть началом Её величия. 'Преукрашенная Божественною славою' (Ирмос канона Успения), Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке, одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5, 19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.
Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращённую к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница. 'Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая' (Стихира Одигитрии). 'Надежда, и предстательство, и прибежище христиан', в 'молитвах неусыпающая Богородица' (Кондак Успения), 'спасающая мир непрестанною Своею молитвою' (Богородичен 3-го гласа), 'день и ночь молится о нас и скиптры Царствия Её молитвами утверждаются' (Повседневная полунощница).

Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. 'Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный, како избранная Чистая едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя. Темже восхвалити хотя Сию, ужасаюся зело, умом же и словом, обаче дерзая, проповедаю и величаю: Сия есть селение небесное' (Икос Введения во храм). 'Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем' (Ирмос 9-й песни Богоявления). (Иеромонах Иоанн (Максимович),
инок Мильковской обители Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Югославия, 1928 г.)

Страничку в летопись Симбирской епархии записал Нафанаил.
Фотолетопись автора
.

.