Новости Симбирской митрополии РПЦ

Адрес сайта Симбирской митрополии - www.mitropolia-simbirsk.ru

 

16 Апреля 2011

К 17 часам к храма по всему городу тоненькими, тихими ручейками стекались верующие c веточками вербы в руках. А в храмах эти ручеечки превратились

в полноводные реки. Здесь православные и чувствуют себя еще лучше, чем дома и дышат и живут свободно и радостно. Здесь под Божиим покровом совсем другая жизнь.

Традиционно в Алтаре соборного храма заранее заготавливается верба, а для архиерея и священников приготавляются специальные «букеты»: верба, веточка пальмы, гвоздики, а в центре алтарная большая свеча. С подобными букетами стоят в храме и особо знакомые с обрядами прихожане. Детишкам очень нравится этот красивый праздник: вокруг цветы, веточки живой весны. Они не выпускают из рук пушистых красавиц, предвестников всеобщего пробуждения, воскресенья. На лицах всех счастливые улыбки. Духовенство в облачениях зеленого цвета: долгожданного, благоуханного лета. Слава Богу, мы дожили до еще одной весны, печалимся о тех, кто не дотянул до этих ласковых солнечных денечков. Среди многих этих, ушедших, и моя мама, почившая на Рождество. Как я не просил её: мам, доживи до весны… Не послушалась, не смогла. Царство им всем Небесное. Спаси Господи.

Обряд освящения вербы восходит к старинной христианской традиции, по которой было принято в неделю ваий или вербную на утрене освящать ветви финиковой или палестинской пальмы ('ваия'), с которыми совершался крестный ход. Начинался крестный ход в Иерусалиме, откуда верующие направлялись на масленичную гору к пещере, в которой Господь учил своих учеников. Затем шествие восходило к храму на месте Вознесения Господа на горе Елеонской и, спустившись вниз,- по всему городу в храм Вознесения, при этом все участники крестного хода держали в руках ветви пальм и маслин. Кроме Иерусалима подобная лития справлялась и в других местах, в том числе в Константинополе и в Риме.

На Руси в 12 - 13 вв. ветви вербы - 'ваия' раздавались на утрене после чтения Евангелия. При этом в монастырях игумен входил в алтарь, покрывал голову кукулем, святил пучки вербы, в то время как братия целовала Евангелие. Под пение 50 псалма игумен давал каждому из подходивших к нему братьев 'ваия' - вербу и свечу, с которыми после утрени монахи во главе с игуменом совершали крестный ход вокруг монастыря. Известна молитва 16 в., которую читал священнослужитель, освящая 'ваия': 'Господи Боже наш Вседержителю, сказавый ковчег образом церковным', при этом он кадил над вербой.

В 17 в. в Москве в Вербное воскресенье во время крестного хода и шествия патриарха на осляти от Покровского собора к Успенскому на колеснице возили 'вербу' - украшенное дерево, ветви которого раздавались после шествия как всем его участникам, так и зрителям - простому народу. В этот же день в государевых палатах для царя, царицы, царевичей и царевен изготавливались особенные 'вербы', богато украшенные бумажными листьями, бархатными и шелковыми цветами, фруктами, ягодами и пряниками, установленные на маленькие санки, оббитые красным атласом с золотым галуном.

В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами 'теремок' из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо.

Вербе приписывали способность повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям. Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее 'оживет', а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой. В Поречском у. Смоленской губ. хозяйка бросала в хлеву в навоз прут, которым выгоняла скотину, при этом она прыгала, как можно выше, чтобы уродился лен.

С той же магической силой, по мнению крестьян, воздействовала верба и на человека. Считалось, что съеденные женщиной почки освященной вербы могут излечить ее от бесплодия.

В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали освященную вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.

Продолжается Великий Пост.

В жизни русской деревни Великий Пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. У старообрядцев Сибири на поминальный стол ставили не более трех блюд, в том числе оладьи, при приготовлении которых сковороду мазали не маслом, а огарком свечи.


Регламентировалась жизнь каждой крестьянской семьи. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного - мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. - не давали даже маленьким детям и больным. В некоторых старообрядческих селах в дни Великого Поста матери уменьшали дозу кормления грудных детей, подкармливая их постной 'жеванкой' или 'тюрей' - разжеванным хлебом. Повсеместно крестьяне верили, что грех за употребление скоромного - молока - ложится не на младенца, а на его мать, поэтому крестьянки старались кормить ребенка грудью не более пяти - шести постов. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т.д., при этом наиболее верующие ели только два раза в день, а по средам, пятницам и на последней неделе поста - один раз, и то, только хлеб с водой. Во многих местах в течение всего поста или в наиболее чтимые его дни запрещалось есть растительное масло, а старообрядцы также считали грехом употребление чая и сахара.


Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или малоумные дети. За соблюдением запрета следили священники, часто налагавшие епитимью на того хозяина, в чьей семье в начале зимы появлялся на свет ребенок, зачатие которого, за вычетом девять месяцев из даты рождения, приходилось на период Поста.



Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди, но, зачастую, крестьяне исповедовались в течение поста только два раза: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной. Особенно тщательное соблюдение таких церковных предписаний постного времени, как покаяние, забота о душе, хождение на богомолье к святым местам, долгие молитвы и особенно строгий пост, приходилось на долю стариков, по своему статусу приближенных к Богу, ожидавших скорого свидания с Ним после смерти, и людей 'заветнувшихся', т.е. давших обет по случаю какой-нибудь болезни или несчастья.



Великий Пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ - сева и пахоты. С началом поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т.п.

Седьмая, последняя неделя Великого Поста называется Страстной, и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия, следующее за ней воскресенье - Пасха.

Суббота шестой седмицы Великого поста (Лазарева суббота) — воскрешение праведного Лазаря.

Праведный Лазарь и сестры его Мария и Марфа проживали в Вифании, селении, расположенном в трех километрах от Иерусалима. Когда праведный Лазарь заболел и умер, Спаситель совершил 'чудо в чудесех' — воскресил умершего, тело которого уже четыре дня находилось во гробе. Это событие воспоминается Церковью в субботу шестой седмицы Великого Поста — 'Лазареву субботу'. Первосвященники иудейские, составившие заговор на Спасителя, хотели убить и праведного Лазаря, 'потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса' (Ин. 12, 11). Спаситель сохранил Своего 'праведного друга' (Ин. 11, 11) — в течение 30 лет после своего воскресения благовествовал святой Лазарь и мирно отошел ко Господу в сане епископа Китийского на Кипре. Во время своего епископского служения праведный Лазарь был удостоен посещения Божией Матери, отправившейся к нему по бурному Средиземному морю на обычной тогда триреме (гребном парусном судне). Прибыв на Кипр, Божия Матерь подарила святому епископу вышитые Ею омофор и поручи. Мощи праведного Лазаря, обретенные в Кити, помещались в мраморном ковчеге с надписью: 'Лазарь Четверодневный, друг Христов'. В 898 году повелением византийского императора Льва Мудрого (886-911) святые мощи угодника Божия были перенесены в Константинополь и положены в воздвигнутом в его честь храме.

Фотолетопись и подготовка текста: Нафанаил.