Новости Владивостокской и Приморской митрополии

Адрес сайта Владивостокской и Приморской епархии - www.vladivostok-eparhia.ru


 

Источник информации: Приморская митрополия
17 Февраля 2016

Владивосток. В епархиальном управлении Владивостокской епархии состоялся методический семинар со штатным и внештатным военным духовенством Приморской митрополии. В работе семинара приняли участие митрополит Владивостокский и Приморский Вениаминепископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии; начальник управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации Александр Иванович Суровцев; священники Владивостокской, Арсеньевской и Находкинской епархий.

Сегодня во Владивостокской епархии трудится  два штатных военных священника – во Владивостоке иерей Александр Жилин, настоятель Андреевского храма при ТОВВМУ, зачислен в штат Тихоокеанского высшего военно-морского училища им.С.О.Макарова. И в Уссурийске — протоиерей Григорий Цуркан, настоятель Порт-Артурского храма при Штабе 5-й Армии, назначен штатным помощником командира 70-й Отдельной мотострелковой бригады.

После вступительного слова владыки Вениамина Александр Иванович Суровцев рассказал о работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и путях её совершенствования. Собравшиеся обсудили актуальные вопросы по организации работы непосредственно в воинских частях и соединениях и по участию военного духовенства в решении проблем, оказывающих негативное влияние на жизнедеятельность войск. 

А.И. Суровцев подарил икону Святых покровителей воинства Российского, которая временно будет храниться в крестовом храме преподобного Сергия Радонежского при епархиальном управлении. Александр Иванович вручил памятные вымпелы штатным военным священникам и календари с иконами святых воинов.

Александр Иванович Суровцев рассказал о перспективах открытия новых должностей для священников:

- 21 июля 2009 года состоялась историческая встреча Президента РФ с руководителями традиционных религиозных объединений России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), на которой Президент принял решение о создании института военного духовенства и дал соответствующее поручение. С этой даты и берёт начало отсчёта современная история института военного духовенства. Ежегодно проводятся всеармейские сборы военного духовенства. В 2014 они проходили в Благовещенске, в 2015 – в Воронеже. В 2016 году такие сборы планируется провести в Санкт-Петербурге на базе Военной Академии Связи. На сборах в Воронеже нас уже было 155 человек – штатного духовенства.

Необходимость создания института военного духовенства вытекает из того, что доля верующих среди военнослужащих Вооружённых Сил РФ очень высока. В 2001 году она составляла 31%, и уже тогда для страны вообще это был высокий показатель. В европейских странах в среднем этот показатель около 7%.

В 2015 году по результатам проведённых нами социологических исследований среди военнослужащих ВС РФ (офицеров, контрактников и по призыву) себя называют верующими уже 67%. Уровень воцерковлённости и религиозности вообще у них, конечно, очень различный. Но ощущают и называют себя верующими 67%. А из этих 67% называют себя православными христианами 88%. Мусульман в ВС в 2014 году было 9%, в 2015 – 4%, что связано с особенностями призыва. Несколько возросло количество буддистов, христиан-протестантов. Но основную работу с верующими военнослужащими приходится проводить Русской Православной Церкви и военному духовенству. Неслучайно в декабре 2013 года Священный Синод РПЦ принял постановление о военном духовенстве в ВС РФ, в котором прописаны особенности работы как штатного, так и внештатного военного духовенства. Необходимо эту работу делать более плановой и совместной с военным руководством. 

Основной задачей военного духовенства становится духовное просвещение, а затем уже воцерковление тех людей, которые называют себя верующими православными христианами.

В структуру военного духовенства входят 178 человек, из них 10 не имеющих священного сана. В Управлении все работники не являются священниками. В округах в штате есть священники: начальник – светский, а три помощника – священники. На Черноморском флоте у нас есть Отделение по работе с верующими военнослужащими, на Тихоокеанском и на Северном Флоте пока нет. Сейчас мы согласовываем введение там  должности Помощника Командующего по работе с верующими военнослужащими.

Министр Обороны, бывая в воинских частях, всегда посещает воинские храмы и часто дарит храмам иконы.

Структуру органов работы с личным составом военному священнику следует знать, потому что для военного духовенства это братская структура, во многих местах её работа пересекается с работой военного духовенства.

Наше Управление по работе с верующими военнослужащими входит в структуру Управления по работе с личным составом. Отделения в военных округах тоже входят в Управления по работе с личным составом округов.  На местах помощники командиров по работе с верующими военнослужащими подчиняются непосредственно командирам. Командир воинской части является единоначальником. Но свои планы работы помощник командира по работе с верующими военнослужащими согласовывает с заместителем командира по работе с личным составом, что и правильно, и удобно. Потому что направленность работы в целом связана с воспитанием личного состава, с душами, сознанием, совестью людей, и в меньшей степени непосредственно с боевой подготовкой. Хотя священник обязан принимать участие в учениях. Это определено положением об организации работы с верующими военнослужащими, утверждённом Министром Обороны. Именно обязан. Другое дело, что и командир должен это определять своим приказом, чтобы не получалось, что священника на учения взяли, но совершенно непонятно, где ему жить, питаться и т.д., такого не должно быть.

Основные направления деятельности военного духовенства:

– организация богослужебной деятельности;

– создание воинских культовых сооружений;

– духовно-просветительская работа;

– духовно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих, укрепление правопорядка и дисциплины, профилактика суицидальных происшествий;

– духовная и психологическая реабилитация военнослужащих, перенёсших физические и психологические травмы.